Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта

Skip Navigation LinksДомашняя

Организация контентной фильтрации интернет-ресурсов в школе

 

 

Способы обеспечения контентной фильтрации

Под контентной фильтрацией в общеобразовательном учреждении понимается отбор поступающей на компьютеры информации (контента) с целью ограничения доступа учащихся к информации, не совместимой с задачами образования и воспитания.

Фильтрация нежелательного контента может осуществляться:

1) локально на каждом персональном компьютере;

2) с помощью программы-фильтра, которая устанавливается на компьютере, контролирующем доступ в сеть Интернет всех персональных компьютеров, входящих в локальную сеть учреждения.

 

За установку программ-фильтров в общеобразовательном учреждении, как правило, отвечает заместитель директора по информационно коммуникационным технологиям, а если его нет, – учитель информатики.

 

Фильтрация нежелательного контента на каждом компьютере – достаточно трудоемкий процесс. Кроме того, в большинстве случаев такую фильтрацию может отключить самостоятельно любой пользователь, владеющий минимальными навыками работы с компьютером.

Фильтрация нежелательного контента с помощью программы-фильтра более надежна. Она потребует от системного администратора более высокого уровня квалификации, зато при ее использовании ни один компьютер не останется незащищенным. К тому же контролировать доступ пользователей к запрещенным ресурсам придется только один раз.

Фильтрация с помощью программы-фильтра предполагает:

– разграничение прав доступа к ресурсам сети Интернет для различных групп пользователей локальной сети учреждения;

– создание «черного» и «белого» списков интернет-ресурсов (в «белый» список входят ресурсы, доступ к которым разрешен, в «черный» – ресурсы, доступ к которым запрещен);

– ведение электронного журнала работы пользователей в сети Интернет, доступного через веб-интерфейс, создаваемого автоматически на основе отчета о работе прокси-сервера.

 

Виды программного обеспечения

Программное обеспечение для контентной фильтрации бывает двух видов:

1) продукты, выпускаемые в виде самостоятельных дистрибутивов: NetPolice, Интернет Цензор и др.;

2) продукты, входящие в состав комплексных программ: UserGate Proxy&Firewall, Kaspersky Internet Security, Dr.Web и др.

Указанные продукты могут быть как свободно распространяемыми, так и платными.

Программы, обеспечивающие контентную фильтрацию, работают по-разному. В частности, программа Интернет Цензор работает по принципу «белого» списка, т. е. по умолчанию запрещает все и разрешает только проверенные компанией-разработчиком ресурсы. Программа Net Police Lite, напротив, разрешает по умолчанию все, а запрещает только сайты, содержание которых она определила как наносящее вред здоровью, нравственному, психическому и духовному развитию детей.

Чтобы установить продукт, нужно скачать дистрибутив выбранной программы, затем запустить «установщик» и далее следовать его инструкциям. Обычно процедура установки занимает пару минут.

После установки программного обеспечения доступ к нежелательному контенту блокируется. Однако следует учитывать, что никакие технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие их частого обновления. В связи с этим для предотвращения случайного доступа учащихся к материалам, не соответствующим образовательным задачам, контроль за использованием сети Интернет во время занятий должны осуществлять педагоги.

 

Правила установки программного обеспечения для контентной фильтрации

При выборе и установке программного обеспечения для контентной фильтрации можно руководствоваться Правилами подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, утвержденными Минобрнауки России 11.05.2011 № АФ-12/07вн.

 

СКФ, используемые в общеобразовательных учреждениях, должны отвечать следующим требованиям:

– реализовывать единую политику для всех учреждений по исключению доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся;

– обеспечивать беспрепятственный доступ к информации, распространение которой в РФ не ограничивается или не запрещается;

– обеспечивать мониторинг использования интернет-ресурсов в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся;

– обеспечивать возможность адаптации к изменяющимся угрозам, условиям эксплуатации, требованиям законодательства РФ и предписаниям надзорных органов;

– обеспечивать фильтрацию контента по спискам категорий, рекомендованным Минобрнауки России и размещенным в сети Интернет на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к сети Интернет по адресу: www.skf.edu.ru.

П. 4 Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет

 

Согласно данному документу средствами контент-фильтрации доступа к сети Интернет (далее – СКФ) являются аппаратно-программные или программные комплексы, обеспечивающие ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.

Для подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет общеобразовательные учреждения могут использовать СКФ, рекомендованные Минобрнауки России, либо СКФ, приобретенные самостоятельно.

Средства контент-фильтрации доступа к сети Интернет, включая бесплатные дистрибутивы программного обеспечения, размещены в сети Интернет на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к сети Интернет по адресу: www.skf.edu.ru.

Установка СКФ должна производиться на все компьютерное оборудование общеобразовательного учреждения, имеющего доступ к сети Интернет. Об установке необходимо уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования. Пример уведомления приведен в приложении 1.

Таким образом, организация контентной фильтрации – не право, а обязанность общеобразовательного учреждения. Ее наличие и эффективность регулярно проверяют специалисты управления образования и представители прокуратуры. В школах нашего муниципального района такой контроль осуществляется раз в полгода в ходе плановых проверок управления образования, а также раз в год в ходе внеплановой проверки прокуратуры. По результатам проверок составляются акты. Пример акта проверки контентной фильтрации в общеобразовательном учреждении Костромского муниципального района приведен в приложении 2.

Руководитель общеобразовательного учреждения должен также самостоятельно организовывать проверки работы программ контентной фильтрации на всех компьютерах и других аналогичных устройствах. В комиссию по проверке могут входить представители администрации и члены совета учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет. Результаты проверки необходимо заносить в журнал контроля контентной фильтрации. Примерная форма журнала приведена в приложении 3.

 

Приложение 1

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

об установке программ контентной фильтрации в _________________________

                                                                                             (наименование образовательного учреждения)

 

Общее количество компьютеров: _____________.

Количество компьютеров, используемых в образовательном процессе и подключенных к сети Интернет: _____________.

Количество установленных программ контентной фильтрации: _____________.

Информация об установке программ контентной фильтрации:

 

Номер

компьютера

Наименование

программы контентной фильтрации

Дата

установки

Ф.И.О.

ответственного лица

Информация

о работе программы

     
     
     

 

Приложение 2

 

АКТ

проверки контентной фильтрации в ___________________________________

                                                                                        (наименование образовательного учреждения)

 

«____» ________ 20__ г.                                                                                        № ________

__________________________

(место составления акта)

 

1. Общие сведения

Количество компьютерных классов: _____________.

Общее количество компьютеров: _____________.

Количество компьютеров в локальной сети: _____________.

Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет: _____________.

Провайдер: _____________.

Скорость передачи данных: _____________.

 

2. Информация о контент-фильтре

 

Действия, необходимые для обеспечения контентной фильтрации интернет-ресурсовВыполнение (да / нет)
Установлен контент-фильтр 
Выполнены установки контент-фильтра, блокирующие выход к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся 
Вручную и автоматически запрещены выходы на сайты общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 
Контент-фильтр работает на всех компьютерах, где есть доступ в сеть Интернет 

 

3. Информация о наличии нормативной документации

 

Наименование документовНаличие (да / нет)
Приказ о назначении ответственного за работу точки доступа к сети Интернет 
Инструкция ответственного за работу точки доступа к сети Интернет 
Режим работы точки доступа к сети Интернет 
Инструкция по работе в сети Интернет для учителей 
Инструкция по работе в сети Интернет для учащихся 
Приказы управления образования Костромского муниципального района по обеспечению в общеобразовательных учреждениях контентной фильтрации 
Журнал регистрации случаев обнаружения интернет-ресурсов, не совместимых с задачами образования и воспитания учащихся 

 

4. Результаты проверки работы системы контентной фильтрации

 

Наименования запросовВозможность доступа (да / нет)
Нелегальное видео 
Купить оружие 
Сделать бомбу 
Купить наркотики 
Секс 
Порнография 
Суицид 
Самоубийство 
Способы самоубийства 
Вступить в фашистскую организацию 
<…> 

 

Члены комиссии по проведению проверки работы системы контентной фильтрации в общеобразовательном учреждении:

 

Главный специалист управления образования _____________/____________

                                                                                                     (подпись)                  (Ф. И. О.)

Ответственный за информатизацию образовательных учреждений _____________/____________

       (подпись)                (Ф.И.О.)

 

С актом ознакомлен.

Директор _____________/____________

                           (подпись)                  (Ф.И.О.)

 

«____» ________ 20__ г.

 

Приложение 3

 

ЖУРНАЛ

контроля контентной фильтрации

 

Дата

проверки

Ф.И.О. и должность проверяю-

щего

Номер

компьютера

Результаты

проверки

Принятые

меры

Подпись проверяю-

щего

      
      
      

​