
Рекомендации родителям Как
правило, вопрос выбора будущего дела жизни встает перед школьниками по
окончании 9-го класса. Психологи рекомендуют родителям задуматься над
профориентацией ребенка уже в 7–8-м классе. В идеале считается, что
каждый ученик имеет предрасположенность к определенной деятельности. Но
практика показывает, что на пороге выпуска (11-й класс) большинство
полученных в школе знаний оказываются неактуальными – и возникает
необходимость оценить свои внутренние наклонности и ресурсы. Основная задача психолога – оказать психологическую помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении. Специалисты
отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое.
Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать,
какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Чтобы стать хорошим специалистом, выбирая профессию, нужно учитывать три аспекта: - способности – любые индивидуальные особенности, которые работают на успешность учебной или трудовой деятельности;
- интерес — то осознанное удовольствие, которое человек испытывает, получая информацию или что-либо делая;
- образование.
Иначе говоря, профессиональное образование должно соответствовать способностям и интересам. При соблюдении этих трех условий, человек получает шанс стать хорошим специалистом. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если
подросток любит технику – интерес к ней будет поддерживатьсяв
деятельности инженера или специалиста по информационным технологиям, или
строителя, физика… - Важно осознать, есть ли у подростка СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам.
- Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с его ЛИЧНОСТНЫМ,
характерологическим типом. Скажем, подросток общителен, то больше
подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если он
эмоционально неустойчив, то вряд ли, он сможет выполнять рутинные виды
деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Существует так же формула выбора профессии.
Хочу – это интересы, склонности, желания, мечты.
Могу – это психофизические возможности, здоровье, способности, т.е. профессиональная пригодность. Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии. Если ребёнок сможет совместить свои «ХОЧУ + МОГУ + НАДО», то его профессиональный выбор будет удачным.
|

|
Но, несмотря на объем профориентационной работы, проводимой в школе,
все же на профессиональные намерения учащихся в большой степени влияют и
семейные традиции.
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в
ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего
завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять
терпение, такт и искреннюю заинтересованность;
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно;
3. Полезно предложить ребенку поработать на весенних или летних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие;
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте
его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на
чем основан его выбор;
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь
ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и
что необходимо успеть;
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и
трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи
оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Хорошее отношение к
своей работе со стороны отца, матери, старших братьев, сестер, их
удовлетворенность своей профессией, часто являются достаточным моральным
стимулом для того, чтобы подросток заинтересовался содержанием их труда
и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий.
| Рейтинг востребованных профессий
On-line тесты по профориентации



 |