Работа элективных курсов, факультативов, предметных и творческих кружков повышает степень самостоятельности учащихся, расширяет познавательные возможностей учащихся. Педагогами школы создаются условия для развития одарённости и таланта у детей. В течение 5 лет в школе реализуются авторские и адаптированные образовательные программы для детей с высоким уровнем способностей, позволяющие расширить и углубить знания по отдельным предметам или развить творческие способности.
|
 |
|
|
Название программы, предметная область |
 |
Кружок «Занимательная геометрия», математика, 2-4 класс
Учитель начальных классов высшей категории Горохова А.Н.
Данный курс позволяет более углубленно изучить геометрические понятия в областях: геометрические фигуры, пространство и ориентирование в нём, линии, Полученные углубленные знания помогают систематизацию и обобщения материала по курсу математики.
Курс рассчитан на 92 часа. На первый год отведено 30 часов, на второй – 31 час, на третий – 31 час.
Программа реализуется для учащихся 2-4 классов, занимающихся по программе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Содержание курса предполагает работу с различными материалами и предметами: конструктором, кубиками, проволокой, цветными карандашами, текстовыми источниками (текстом учебников, тетрадей на печатной основе), кроссвордами, рисунками, схемами, чертежами. При организации занятий создается ситуация, в которой каждый ученик может выполнить индивидуальную работу и принять участие в групповой работе. Дети могут активно поучаствовать в обсуждении, высказать своё мнение, подробно разобрать несколько вариантов решения задания.
Использование активных форм и методов обучения: практика, эксперимент, сравнение, рассуждение, обобщение, способствуют интеллектуальному и творческому развитию младшего школьника.
Работая по составленной авторской программе, широко использую рабочие тетради Математика и геометрия под редакцией Е.П. Бененсон (см литературу)
Цель курса: более углубленно изучить основные понятия геометрии
Задачи:
На основе геометрического материала развивать пространственное мышление младших школьников,
Формировать логическое и геометрическое мышление,
Способствовать общему развитию школьников |
|
|
 |
Элективный курс «Юный полиглот», немецкий язык,8-10 класс
Учитель немецкого языка высшей категории Коржева Ю.Н.
Срок реализации 3 года.
В современной жизни всё более возрастает роль иностранных языков. Крепнут социальные, экономические и культурные отношения, во многие области производства внедряются импортные технологии, широко ведётся торговля, развивается туризм. В этих условиях повышен спрос на специалистов в разных областях, владеющих иностранным языком. Конечно, школьная программа по иностранному языку старается учитывать современные тенденции, разработана новая линия учебников, содержащих задания для развития всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), в каждую тему включён блок страноведческой информации. Однако школьных 3 часов в неделю, естественно, не хватает для решения главной учебной задачи – формирования языковой компетенции школьников. Поэтому, чтобы помочь учащимся, испытывающим интерес к данному предмету, разработана эта программа.
Цель программы – развитие коммуникативных навыков школьников.
Задачи:
- активизация в речи имеющегося словарного запаса, его пополнение;
- обучение грамматически правильной речи;
- формирование языковой компетенции, умения логически строить рассказ
(монолог), умения вести диалог и полилог;
- развитие навыка восприятия иноязычной речи на слух (аудирования);
- приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка.
Продолжительность программы:
данная программа рассчитана на три года обучения. Объём программы – 126 часов (два раза в неделю по 2 часа) в первый год обучения, 78 часов (один раз в неделю) во второй и 72 часа в третий год обучения.
Возраст обучающихся: 13-15 лет, объясняется необходимостью владения определённым количеством лексических единиц, общего представления о строе языка, является предпрофильной подготовкой. Наполняемость группы – 10-12 человек, обусловлена тем, что обучающиеся занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. . |
 |
Кружок «Связь времен», 10-11 класс,
Учитель истории и обществознания высшей категории Николаева И.В.
. В современных условиях важно правильно оценивать исторические события. Выпускник должен усвоить основные законы развития общества, реагировать на изменения, происходящие в нём, адаптироваться к новым условиям жизни в динамично развивающемся обществе. Тематика занятий кружка представлена интегрировано и соединяет в себе основы истории и обществознания. Раздел истории представлен знакомством с различными видами исторических источников и формами работы с ними. При этом многие исторические вопросы рассматриваются с точки зрения философского воззрения и познания мира. Данная тема подробно не изучается в рамках обществоведческого курса. Таким образом, занятия кружка рассчитаны на соединение теоретических знаний учащихся за рамками школьной программы и практических умений, необходимых для итоговой аттестации.
Режим организации занятий: количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Программа рассчитана на учащихся 11 класса.
Цель: Расширить кругозор учащихся по истории и вспомогательным историческим дисциплинам, познакомить учащихся с основами философских знаний, основами искусствоведения. Развивать интеллектуальные и практические умения в сфере наук об обществе.
Задачи: 1. Научить писать эссе, т.е. в свободной форме выразить своё видение проблемы
2. Закрепить умения работать с историческим документом, первоисточником, анализировать вещественные источники эпохи, делать выводы. В рамках подготовки к ЕГЭ тренировать учащихся работать с КИМами. 3. Формировать чувство коллективизма, умение адаптации в социуме, креативность |
 |
Элективный курс «Избранные вопросы математики»,
Математика
Учитель математики первой категории Глухарева Т.Е.
Программа данного элективного курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 10-11 класса социально-экономического и химико-математического профиля. Данный курс актуален, учитывая то, что математика является в этом классе профильным предметом, и учащиеся, выбравшие данный профиль, хотят изучить предмет в большем объёме. Элективный курс помогает систематизировать математические знания старшеклассников, расширяет базовую программу по алгебре и началам анализа, позволяет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, включает в изучение ряд вопросов, которые не входят в школьный курс, знакомит с интересными, нестандартными способами решения математических задач. В программу курса включена тема «Решение текстовых задач», составляющей которой является работа над задачами экономического содержания (задачи «на прирост») и химической направленности (задачи «на смеси и сплавы»). Тем самым обеспечивается межпредметная связь математики с экономикой и химией. Также данный электив, позволит школьникам получить дополнительную подготовку по математике для успешной сдачи единого государственного экзамена и дальнейшего поступления в ВУЗы.
Основные задачи курса.
- Добиться усвоения учащимися базовых знаний курса математики, а также вывести учащихся на более высокий уровень
- Сформировать навыки решения более сложных задач, умение ориентироваться в теоретическом материале данного уровня;
- Углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- Выявить и развить их математические способности;
- Обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
Обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры. |
 |
Элективный курс «Введение в социологию», социология.
Учитель истории и обществознания высшей категории Николаева И.В.
Современный этап школьного образования предполагает профильное обучение. Это значит, что более полно учитываются интересы, склонности, способности, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования. В классах социально-экономического профиля обществоведческое образование должно разумно сочетать интегрированный курс обществоведения: основы социологии, политологии, культурологи, философии, правоведения, экономики. Учащиеся могут выбрать один или несколько курсов по выбору. На мой взгляд, сегодня возрос интерес особенно к социологии. Социология, как наука об обществе, является эффективным средством анализа и оценки общественных явлений и процессов. Привлекает старшеклассников эмпирическая (практическая) социология. Организовывая деятельность в этом направлении, мы создаём условия старшеклассникам для осуществления профильной пробы и практики. Они осваивают, отрабатывают социальные навыки, познают не внешнюю, а внутреннюю сторону социальной действительности, получают возможность для самореализации.
Программа является экспериментальной.
Слоган программы: Мы хотим знать, что вы думаете!
Цель:
1. Изучение общественного мнения через социологические опросы на волнующую интересную, заранее заданную тематику.
2. Предоставление учащимся профильной социально-экономической группы возможности осуществить профильную пробу в сфере социологической деятельности
Задачи:
1. Научить проводить комплексное социологическое исследование
2. Закрепить умения представлять итоги исследования
Формировать чувство коллективизма, умение адаптации в социуме, креативность
|
 |
Летний отряд «Пифагоровцы», «Юный математик» организуется для учащихся 5-8 классов. Основной задачей лагеря являлось расширенное обучение математике, формирование у ребят умения мыслить нестандартно. Первая половина дня была посвящена решению нестандартных математических задач и головоломок, проведению различных лекций и олимпиад. Большое внимание уделяется проведению экономических расчетов в реализации социальных проектов «Сколько стоит детская площадка?». Несмотря на всю серьезность программы, находилось время и для увлекательных математических игр, разгадок, создания стихов о математике (математический РЭП). Ребята участвовали в оформлении тематических сборников «Задачи о Чухломе», составлении и решении математических кроссвордов, подготовке компьютерных презентаций. По итогам работы лагеря проводится творческий отчет, лучшие работы демонстрируются на школьных научных конференциях. 100% учащихся, посетивших летний математический отряд, самоопределяются в профильные классы с расширенным изучением математики. |
 |
Летний отряд «Эколог» организован для учащихся 5-8 классов.
Основная цель работы летнего отряда «Эколог» - развитие навыков проведения исследований, воспитание гражданской ответственности за состояние природы. Творческой группой учителей естествознания разработаны две программы работы лагерной смены: для учащихся 5-6 кл. и 7-8 кл. Программа первой возрастной группы направлена на знакомство с окружающей средой: изучение почвенного покрова вокруг школы, изучение флоры и фауны бассейна Чухломского озера, сбор гербариев. Второй год работы учащиеся знакомятся с основными методами исследования окружающей среды: биоиндикация состояния воздуха по состоянию хвои обыкновенной, лихеноиндикация, изучение состава почв, органолептический и химический анализ воды. За пять лет работы летнего лагеря проложены 3 экологические тропы, заложено 12 исследовательских площадок. В ходе экспедиций учащиеся изучили бассейны двух рек города Чухломы. Провели социально значимые акции «Помоги реке», «Наш пляж». В июне 2007, 2008 года прошли экспедиции вокруг Чухломского озера, общий путь маршрута 26 км. Воспитанники отряда являются ежегодными участниками региональной конференции «Шаг в будущее» (приложение 2). Итоги анкетирования 2007-2008 учебного года показали, что 8 учащихся желают изучать химию на профильном уровне. На основании запроса учащихся и их родителей с 1 сентября 2008 года в школе открыта группа химико - математического профиля. В настоящее время участники экспедиции «Озеро-2007» обучаются в профильном химико - математическом потоке МБОУ ЧСОШ имени А. А. Яковлева, Ивановской медицинской академии, Костромской сельскохозяйственной академии, Военной академии радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск имени Тимошенко. |
 |
Профильные отряды работают с июня 2009 года. Основная цель работы профильных отрядов: познакомить учащихся с миром профессий, связанных с выбранным ими профильным обучением, осуществить профильные пробы в рамках изучаемого профиля.
Летний профильный отряд «Юный химик» организован для учащихся 10 классов, обучающихся по профильным программам с расширенным изучением химии. В ходе работы осуществляется формирование и закрепление навыков проведения химического эксперимента, знакомство с профессиями, связанными с миром химии, осуществление профессиональных проб. Программа включает в себя экспериментальную часть и несколько экскурсий на предприятия города.
В ходе работы учащиеся осваивают метод титрования, проводят заборы питьевой воды в разных районах города, устанавливают взаимосвязи между качеством питьевой воды и здоровьем человека. Экскурсии помогают познакомиться с профессиями химика - лаборанта, фармацевта, инженера – эколога. В 2009-2010 учебном году 62 % учащихся химической группы планируют связать свою будущую профессию с химией. В рамках предпрофильной подготовки они были воспитанниками отряда «Эколог», летом 2009 прошли практику на базе кабинета химии в отряде «Юный химик».
|
 |
Профильный отряд «Экономисты, правоведы» организован для учащихся 10 классов, обучающихся по профильным программам с расширенным изучением экономики, права, математики, социологии. В основе работы отряда заложен проектный метод обучения, старшеклассники учатся выделять проблему, работать в группах по интересам. В течение летней практики учащимися был реализован проект «Привлечение внебюджетных средств для ремонта школы». Ребята изучили нормативно-правовую базу, побывали на консультации с юристом. Экономисты провели расчеты по затратам на ремонт третьего этажа школы. Десятиклассники разработали дизайн помещения рекреации школы, на основе проведенного социологического опроса среди учащихся нашей школы. Творческий отчет экономистов, дизайнеров, правоведов был проведен с приглашением представителей попечительского совета. Проект реализован. В течение летней практики было создано проектное пространство с включением предметов социально-экономического профиля, тематика проекта социально значима для всех субъектов образовательного пространства школы.
|
 |
Краткая характеристика деятельности клубов по интересам
Одним из первых в школе появилось научное общество. С целью раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой работе, формирования навыков исследовательской деятельности в 2004 учебном году в школе создано научное общество. Членами Общества являются учащиеся школы, занимающееся в кружках, факультативах, положительно зарекомендовавшее себя в работе летнего исследовательского отряда, выполнявшее исследовательское задание, сделавшие доклад в классе, на семинаре, секции. Работа в научном обществе ведется согласно положению по трем секциям: естественно-математического, гуманитарного, технологического цикла. В настоящее время в работе научного общества принимают участие 120 человек (17%), учащиеся. Члены общества совместно с социологической службой и клубом информационных технологий разрабатывают общешкольные проекты: «Обойдем земной шар, сидя у компьютера», «Экология школы» и другие. Одним из направлений работы гуманитарной секция является творческая деятельность в области филологии с последующим изданием сборников лучших работ, в том числе и учащихся дистанционного класса.
Большая работа проводится по подготовке учащихся к научным конференциям различного уровня. Учащиеся старших классов проводят мастер- классы «Я исследователь», «Научное исследование-это…», «Мои работы». В рамках проведения мастер - классов учащиеся рассказывают об особенностях проведения экспериментальной работы, дают советы по оформлению работ. Работа в научном обществе позволяет сформировать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Учащиеся школы принимают активное участие в школьных, муниципальных, сетевых олимпиадах, в муниципальном и областном этапах Всероссийской олимпиады школьников. В 2010-2011учебном году учащиеся школы приняли участие в 14 предметных олимпиадах муниципального уровня.
За последние три года наблюдается стабильная динамика участников игры – конкурса «Русский медвежонок», «Кенгуру» и возрастает количество участников, имеющих лучшие результаты в районе (Кенгуру) или опубликованные в списке «Лучшие результаты» (Русский медвежонок). В 2010-2011 20 учащихся школы приняли участие в VII Международной олимпиаде по основам наук. |
|
|
|