2023-2024 учебный год
Родительское собрание №1.
Дата проведения: 10.11.2023г.
Тема: «Новый учебный год в старшей логопедической группе».
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
- Повысить интерес родителей к безопасности детей.
План:
1. Возрастные особенности детей 5-6 лет.
2. О здоровье детей.
3. Безопасность детей - забота родителей! (Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)
4. Выступление учителя-дефектолога.
5. Знакомство с планом работы на новый учебный год.
6. Решение родительского собрания.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Поздравляем вас с началом учебного года.
1вопрос.
Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей - это возрастные особенности.
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.
Это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
В этом возрасте дети как губка впитывают всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период наиболее благоприятный для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (Игра «Раздели слово на чисти», «Продолжи предложение», «Назови детеныша» и т. д.)
Конструктор или строитель хорошо развивает логическое мышление. Важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы, алгоритмы.
Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать лишний предмет и сказать, почему он лишний.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
Вэтом возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.
Развитие психических процессов:
Внимание:
6-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- находить 4-5 пар одинаковых предметов;
- Неспособность быстро и часто переключать внимание.
Память:
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
- сравнивать два изображения по памяти;
- легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
- преобладает непроизвольная память.
Мышление:
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
Развитие речи:
Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
ФЭМП:
Счет в пределах 10.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.
Познавательное развитие:
Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии.
Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
Социально – нравственное развитие:
Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит;
- стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;
- проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;
- проявляет навыки взаимодействия с детьми;
- активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность.
Развитие личности:
Желает показать себя миру.
Он часто привлекает к себе внимание, т. к. ему нужен свидетель его самовыражения.
Стремится к большей самостоятельности.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых.
Проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.
Игровая деятельность:
Действия детей в играх становятся разнообразными.
Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Конструирование:
Конструирует из бумаги (оригами, строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.
Дети осваивают 2 вида конструирования:
1. От природного материала к художественному образу (ребенок достраивает природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями)
2. От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ).
Изобразительная деятельность:
Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Трудовая деятельность:
Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Гигиенические умения:
• ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом;
• по мере необходимости пользуется носовым платком;
• самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за ее опрятностью;
• положительно относится к оздоровительным и закаливающим мероприятиям.
Отношения со сверстниками:
- Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;
- часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения;
- В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя;
- начинают осознавать половые различия.
Отношения со взрослыми:
Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
Формируются высшие чувства:
Моральные:
- чувство гордости
- чувство стыда
- чувство дружбы
Интеллектуальные:
- Любознательность
- Интерес
- удивление
Эстетические:
- Чувство прекрасного
- Чувство героического
В этом возрасте дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а девочки, наоборот, папу к маме.
Это порождает агрессивные выпады.
Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины.
Формируется основная черта характера ребенка «Я» – позиция.
Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.
Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию
(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
2 вопрос.
О здоровье детей.
Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.
Поэтому убедительная просьба не игнорировать требования воспитателей измерять ребёнку температуру по утрам в детском саду.
Родители, которые приводят и забирают ребёнка, должны быть в медицинской маске.
У каждого на этот счёт своё мнение, но, уважаемые родители, давайте будем взаимовежливы друг к другу.
И, конечно не лишним будет напомнить, что дети должны очень часто мыть руки. В детском саду мы приучаем детей мыть руки после прогулки, после каждого посещения туалета, после утренней гимнастики, перед едой, после игры и т.д. Дети понимают, как это важно, чтобы быть здоровым.
Особое внимание обращаем на то, что в детский сад принимаются только здоровые дети. С насморком, кашлем дети направляются к врачу.
Если ребёнок не посещал детский сад более 3 дней, принимается в группу только со справкой от врача.
Просим Вас сообщать воспитателям о болезни ребёнка или другой причине отсутствия.
Мы желаем Вам и Вашим детям здоровья!
3 вопрос.
Безопасность детей - забота родителей!
Поговорим немного о безопасности на дорогах. Осень приносит холода и дождь.
Осенний период опасен для пешеходов, так как тормозной путь автомобиля на скользкой дороге значительно увеличивается.
Как правило, водитель не может вовремя среагировать. Именно поэтому пешеходам категорически запрещается переходить дорогу перед близко идущим транспортом.
Помните, что движение пешеходов должно осуществляться навстречу движущемуся транспорту, т.е. по левой стороне, т.к. наиболее безопасно.
Из-за тумана и недостаточного обзора ночью проезжая часть становится плохо видимой. Это значительно затрудняет ориентацию на дороге и даёт возможность внезапному появлению автотранспорта.
Родители должны помочь своему ребёнку стать на дороге заметнее.
Необходимо приобрести детям свето возвращающие элементы для одежды ребенка. Водитель сможет лучше заметить пешехода на дороге и заблаговременно изменить траекторию движения или снизить скорость.
По данным статистики, ношение в тёмное время суток световозвращающих приспособлений снижает для пешехода риск попасть в ДТП в 6,5 раз.
В тёмное время суток пешеход виден при движении машины с ближним светом фар всего за 25-30 метров и не всегда этого расстояния достаточно, чтобы вовремя остановить автомобиль.
Свето возвращающие элементы позволяют водителю, двигающемуся с ближним светом фар, заметить на дороге пешехода за 120-130, а с дальним светом за 400 метров. А потому необходимо оборудовать верхнюю одежду детей светоотражающими деталями. Это могут быть полоски из свето возвращающей ткани, аппликации или термонаклейки.
Помните!
Ребёнок учится «законам дороги», беря пример с Вас, родителей, и других взрослых.
Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
4 вопрос.
Выступление учителя-дефектолога.
Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе компенсирующей направленности №8
Тема: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела: учитель-дефектолог Розанова Ирина Александровна
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития внимания, памяти, мышления через игровую деятельность.
Задачи:
- Раскрыть важность развития внимания, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста.
- Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию высших психических функций у дошкольников.
- Дать практические рекомендации родителям по развитию внимания, памяти, речи, мышления.
Повестка:
- Сообщение: развитие внимания, памяти, мышления, речи дошкольника через игру (выступление учителя-дефектолога)
- Мастер-класс для родителей «Развиваемся, играя!»
Ход мероприятия:
I
- «Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.
Соглашаясь на игру с ребёнком, родитель должен понимать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и развитие внимания, памяти, мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшей жизни. А следующий этап в жизни ребёнка-дошкольника – это школа, к которой мы взрослые (родители и воспитатели) должны его подготовить.
1. К началу обучения в школе у ребенка должен быть сформирован навык самообслуживания.
Ребенок должен научиться застегивать и расстегивать пуговицы, замки, кнопки, крючки; самостоятельно одеваться и раздеваться.
Очень часто в школе встречается проблема со шнурками - это шапки, кроссовки, ботинки. Если у вашего ребенка есть такая проблема, то лучше уже в детском саду ребенка научить справляться со шнурками и завязками.
2. Красивое письмо. Как мы этого ждем от наших детей в 1-ом классе. Но видя, что у ребенка не получается мы начинаем задумываться «Почему?» При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать (этим будут заниматься в школе в течение 1 года обучения), а создавать условия для развития мелких мышц руки.
Для развития мелкой моторики подходят такие игры: мозаика, мелкий конструктор, нанизывание бусинок, пазлы, перебирать крупы, лепить из пластилина. Играя в эти игры, ребенок начинает самостоятельно контролировать свои пальчики: держать ложку, правильно держать карандаш и кисточку.
3. К началу обучения в школе у ребенка должны быть сформированы основы познавательного интереса. Активизирована мыслительная деятельность.
1. Познавательная сфера формируется через развитие восприятия, внимания, памяти, мышление, творческих способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина и т.д. Воспринимая окружающий мир человек использует анализаторы. Основные анализаторы у человека это – зрительный, слуховой, осязательный (тактильный), обонятельный, вкусовой.
Игры на развитие зрительного восприятия : игры для семейного круга:
- Игра «Пазлы»
- Игра «Лабиринты»
- Игра Мемори – популярная игра родом из Японии, которую заслуженно называют тренажером для памяти. Игра построена на механике «найди пару»: детали выкладываются на стол рубашкой вверх, а игроки по очереди переворачивают по 2 карточки.
Если рисунки на деталях совпали, участник забирает пару себе. Если второй рисунок отличается от первого, игрок возвращает карточку назад и переворачивает рисунком вниз. Побеждает тот, кто набрал большее количество пар.
- Сортировка пуговиц, мелких предметов по форме, цвету и т.д.
Игры на развитие слухового восприятия :
1. Игра «Испорченный телефон»
2. Игра «Узнай по звуку»
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.
3. Игра «Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.
4. Игра «Найди коробочку с таким же шумом»
Игры на развитие тактильного восприятия :
- Всевозможные игры с водой: наливание, переливание, наполнение различных ёмкостей водой, держание руки под струёй.
- игры с песком: насыпать, пересыпать, лепка из песка, рисование по песку, что спрятано в песке, откопай руку, не дотрагиваясь до неё
- игры с пластилином, глиной, тестом
Игры на развитие обоняния :
Готовя дома еду, ребёнок может определить, что сегодня на завтрак, обед или ужин
3. Игра «Коробочки с запахами»
Для игры понадобятся 2 набора по 6 коробочек, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.) ребенок ищет пару каждой коробке.
Игры на развитие вкусового восприятия :
Съедая мармелад, конфеты, мороженое, пусть ребёнок сам определяет какого они вкуса. Тоже самое с соками и компотами. Съедая салат, пусть ребёнок расскажет какие ингредиенты входят в его состав.
Важно: без психического процесса восприятия невозможно развитие других психических процессов как внимание, память, мышление и т.д.
2. Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
- Игра на умение прислушиваться: В повседневной жизни нас окружает большое количество шумов. Но именно умение слушать помогает ребенку сосредотачиваться на определенном предмете. Это особенно важно на школьных занятиях.
Простой вариант игры на повышение внимательности при прослушивании – сесть, занять удобное положение, закрыть глаза. Все что нужно – вслушиваться в окружающие шумы, а затем через несколько минут рассказать о своих наблюдениях.
3. Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая также как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнит что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т.е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
- заучивание стихотворений
- чтение книг, с последующим анализом. Можно использовать игру «Раздаем звания»
В эту игру будет полезно сыграть после просмотра мультфильма или прочтения сказки. Предложите ребенку наградить персонажей истории специальными званиями: самый добрый, самый веселый, самый хитрый, самый смелый. Список званий можно расширить по вашему вкусу. Это хороший способ вовлечь ребёнка в обсуждение сюжета.
4. Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, т.е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- игра 4 лишний
- угадай предмет по описанию
Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка; (посуда)
- яблоко, груша, лимон, банан; (фрукты)
- голубь, павлин, утка, цапля; (птицы)
- собака, корова, свинья, баран; (домашние животные)
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш; (цветы)
- зима, весна, лето, осень (времена года).
5. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
«Облака, белогривые лошадки...»
Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.
◈ Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.
◈ Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.
◈ Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?
◈ Усложняем: сочините сказку про облако. Запишите ее.
Кляксография
Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия
Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.
◈ Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность
◈ Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.
◈ Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.
◈ Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.
◈ Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).
***
Поиграйте в рифмы. Один называет слово, другой придумывает к нему рифму. Карта – парта, мышка – фишка, ножка – ложка. Сначала ребенку будет сложно, но с практикой будет получаться все лучше и лучше.
***
6. И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Позвольте предложить Вашему вниманию несколько игр, в которые вы, вместе с ребёнком, можете поиграть дома.
Счет на кухне.
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
«Математические игры по дороге домой»
Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.
«Ниже - выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.
«Цвета».
Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.
«Посчитаем вместе».
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.
«Геометрические фигуры».
Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.
II
Мастер-класс «Развиваемся, играя!»
Упражнение «Ребенок в нас»
Участникам предлагается передавать друг другу мяч, проговаривая фразу «Мне кажется, что в детстве ты был…» В ответ другой участник может согласиться с этим утверждением или нет, дополнить его.
Игра «Чудесный мешочек» Дефектолог достает чудесный мешочек, предлагает разгадать загадки и узнать, что находится в мешочке.
Прыгать может высоко,
Пьет из блюдца молоко.
И, разлегшись у окошка,
Жмурит глазки наша (кошка)
Часто помогает нам,
Но бывает он упрям.
Ношу из далеких сел
На спине везет (осел)
Отгадать я помогу
Кто пасется на лугу.
Чтобы мы были здоровы,
Молоко дают (корова)
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою-
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я (коза)!
Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок!
Шелковиста ее грива,
Весела она, игрива.
У нее так шерстка гладка,
Это к нам бежит (лошадка)
Дефектолог демонстрирует игрушки, дает задание участникам:
- Назовите игрушки.
- Назовите игрушки одним словом.
- Кто стоит на первом месте?
- Кто на втором?
- Какой по счету ослик? корова? И т.д.
Игра «Что изменилось?» Дефектолог меняет местами игрушки и предлагает участникам рассказать, что изменилось.
Игра «Кого не стало?» Дефектолог убирает одну из игрушек и предлагает участникам догадаться, какой не стало.
Упражнение на развитие графических навыков «Проведи дорожку». Участникам предлагается провести пальцем по дорожке, выложить из фасоли контур дорожки.
Динамическая пауза.
Итоги. Участники делятся впечатлениями и дают оценку своей деятельности.
- Уважаемые, родители, больше играйте, общайтесь с своими детьми! Поощряйте своего ребенка в желании познания мира!
5 вопрос.
Знакомство с планом работы на новый учебный год.
Образовательный процесс в МБДОУ Чухломском детском саду «Родничок» осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Содержание Программы включает образовательные области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
1. Двигательная деятельность - 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе.
2. Коммуникативная деятельность - Развитие речи - 1 занятие, обучение грамоте - 1 занятие, логопедическое занятие - 2 раза в неделю.
3. Познавательно-исследовательская деятельность – ФЭМП математика - 1 занятие, ознакомление с окружающим миром -1 занятие.
4. Изобразительная деятельность- рисование, лепка, аппликация - 1 раз в неделю.
5. Музыкальная деятельность -2 музыкальных занятия.
6. Чтение художественной литературы проводится в режимных моментах.
Время проведения занятия 25 минут.
Ежедневно проходят индивидуальные занятия с учителем - логопедом.
В вечернее время проводится логоритмический кружок- 1 раз в неделю (муз. рук. Смирнова О. А.)
С сеткой занятий, режимом дня можно ознакомиться в родительском уголке.
Просьба, обращать внимание на тему недели, рекомендации, просматривать альбомы, рабочие тетради, закреплять пройденный материал.
В Ватсап создана группа для родителей, где можно увидеть объявления, конкурсы, задания, задать вопросы.
В этом учебном году в нашей группе буду проходить разные праздники, выставки, конкурсы.
В настоящее время у нас оформлена выставка поделок «Осенние фантазии».
Нам хочется поблагодарить родителей, которые откликнулись и приняли активное участие в этой выставке.
Впереди у нас ещё много выставок - поделок.
Кроме выставок внутри нашего детского сада мы каждый месяц предлагаем вашему вниманию муниципальные, региональные и всероссийские конкурсы.
Участвуйте, вкладывайте весь свой потенциал в творчество. Ведь, когда вы создаёте, что-то красивое, оригинальное своими руками, дети учатся у вас, проявляют интерес, участвуют в создании поделок и очень гордятся, когда оказываются победителями!
Мы уверены, что этот год в детском саду мы проживём интересно, весело, активно!
6 вопрос.
Принятие решения родительского собрания.
1. Состав родительского комитета в новом учебном году:
Гонцова Марина Алексеевна, Цветкова Екатерина Александровна, Филиппова Екатерина Юрьевна.
2. Принимать активное участие в жизни группы.
3. Выполнять рекомендации воспитателей по темам образовательной программы.
4. Соблюдать правила внутреннего распорядка группы.
5. Носить маску при посещении детского сада, выполнять термометрию по утрам.
6. Соблюдать правила дорожного движения.
Благодарим Вас за участие в родительском собрании!
Родительское собрание №2
Тема: «Развиваем речь ребёнка»
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными речевыми играми и игровыми заданиями для развития речи детей.
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Участники: Воспитатель, родители.
План.
1. Вступительная часть.
2. Игра - тренинг «Развиваем речь ребёнка».
3. Заключительная часть.
Ход собрания.
1. Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые родители!
Мы очень рады нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка - это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Мы предлагаем вам ряд способов и приёмов, которые могут помочь решить эту проблему.
2. Игра - тренинг с родителями.
Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Учёные пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Мы хотим вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребёнком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Как делать?
Правая кисть "бежит" по левой руки до плеча, одновременно левая кисть "бежит" по руке правой. "Добегают" до плеча, после этого руками надо обнимать себя за плечи, правой за левое, левой за правое, крепко - крепко. Затем руки развести в стороны.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живёт проглот,
Все подряд проглот жуёт,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочерёдно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Для развития речи ребёнка полезно знать элементарные приёмы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Мы вас познакомим с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года». Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его.
Если солнце пригревает В небе ласточка летает, Стало сухо и тепло, Значит лето к нам пришло. Если дождь стучит по крыше, То сильней, то тише, тише, Землю всю листва укрыла, Значит осень наступила. | Пальцами обеих рук поглаживают лоб от середины к верхней части ушей. Поглаживают щеки от середины к мочкам ушей. Постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей. Постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей. |
Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.
Развитие речи с помощью художественного слова.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребёнка.
Важнейшими источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Режимный момент умывание:
Каждый день я мылом мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Сильно, сильно
Мыло тру.
Мойся, мыло!
Не ленись!
Не выскальзывай!
Не злись!
Режимный момент одевание:
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
-Поглядите- ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Режимный момент приём пищи:
Каша из гречки.
Где варилась?
В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела.
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке
Хватило по ложке.
Особенно эффективны для развития речи ребёнка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребёнком.
Игра «Скажи наоборот». Бросаем мяч и говорим слово. Ребёнок называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, тёплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, весёлый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочерёдно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).
Игра «Назови одним словом». Называем несколько слов. Ребёнок называет обобщающее слово (дуб, липа, берёза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Называем глагол, а ребёнок должен подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребёнок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра «Какой?» Называем слово, а ребёнок должен подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,
по дороге в детский сад и т. д.
3. Заключительная часть.
Мы благодарим вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность. Играйте с детьми, разговаривайте с ними, поощряйте самостоятельные игры дошкольников со словами, и результат не заставит себя долго ждать, хотя и сразу не придёт.
Родительское собрание №3.
Дата проведения: 19.05.2023г.
Тема: Итоговое родительское собрание в старшей группе «Вот и стали мы на год взрослей »
Цель: подведение итогов совместного воспитательно -образовательного процесса как средства всестороннего развития ребёнка.
Задачи:
- Продолжать создавать условия для формирования взаимоотношений с семьями, обеспечивая права родителей на участие в жизни детского сада.
- Продолжать привлекать родителей к различным формам сотрудничества, способствующим развитию взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
- Участники: Воспитатели, родители.
План.
1. Вступительная часть.
2. Отчёт об итогах и достижениях группы за учебный год.
3. Анкетирование родителей «Оценивание работы группы за 2022 – 2023 уч. год. - 4. Поощрение родителей и семей за активное участие в разных формах сотрудничества с ДОУ и группой.
5. Инструктаж о безопасности детей в летний период. - 6. Выступление психолога по результатам диагностики.
- 7. Заключительная часть.
Ход собрания.
1. Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые родители!
Мы рады, что вы нашли время порадоваться успехам наших детей. Поздравляем вас с успешным окончанием ещё одного учебного года. Этот год был непростым, порой не всё складывалось легко, но можно с уверенностью сказать – это был интересный, насыщенный событиями, мероприятиями, победами и успехами год.
2. Отчёт об итогах и достижениях группы за учебный год.
Наши дети стали ещё на один год старше, а значит здоровее, смышлёнее, умнее. Мы вместе с ребятами прошли немало испытаний и трудностей на пути к овладению новыми знаниями, навыками и умениями. Кому-то всё давалось легко, кому-то приходилось прикладывать немалые усилия для достижения поставленных целей, но все достойно прошли нелёгкий путь.
За прошедший год наши дети стали более сплочённым, дружным детским коллективом. У детей сформированы представления о себе как о члене коллектива (дежурство по столовой, совместная игровая, театрализованная деятельность, совместная трудовая деятельность). Формирование активной жизненной позиции осуществлялось также через участие в совместной проектной деятельности, посильное участие в жизни дошкольного учреждения ( праздники, развлечения, соревнования, выставка работ в ДОУ).
В течение года дети участвовали в праздниках:
«Праздник осени», «Будем маме помогать» (день матери), «Новогодний утренник», «Рождественские посиделки», «Веселые старты», «Спортивный праздник», «Праздник, посвященный 8 марта»
В проектной деятельности: «Хлеб всему голова», «Мы со спортом крепко дружим», «4 ноября - день независимости», «Новогодняя игрушка», «В гости к сказке», «Проект, приуроченный к 23 февраля»
А также в разнообразных конкурсах, организованных ДОУ, муниципального и регионального характера.
Стремление детей к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению – ещё один показатель высокого социально – коммуникативного развития детей.
Говоря о социально – коммуникативном развитии детей нельзя не упомянуть о речевом развитии, которые тесно взаимосвязаны. В течение года мы пополняли словарь детей новыми словами, закрепляли правильное и чёткое произношение звуков не только на занятиях и в режимных моментах, но и на логопедических занятиях, учились составлять простые и сложные предложения, пересказывать сказки, составлять рассказы, развивали умение поддерживать беседу. И конечно же отрабатывали интонационную выразительность речи.
Дети считают до 10 и в обратном порядке, знакомятся с цифрами до 9, называют геометрические фигуры (плоские и объёмные) и формы окружающих предметов, сравнивают целое и часть, ориентируются в пространстве и времени. Дети активны, любознательны. С увлечением и интересом включаются в наблюдения, опытно – экспериментальную деятельность, познавательно – исследовательскую деятельность, что отвечает возрастным возможностям старших дошкольников.
Велась работа, направленная не только на умственное развитие детей, но и физическое. Это прежде всего сохранение, укрепление и охрана здоровья детей. Ежедневная потребность в двигательной активности реализовывалась через участие в физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях ДОУ, участие в подвижных и спортивных играх, физических упражнениях, самостоятельной двигательной деятельности детей. Дети с удовольствием принимают участие в играх с элементами соревнования, играх – эстафетах. Разные формы организации физического развития направлены на развитие разных физических качеств детей.
Дети упражняются в основных движениях (ходьба и бег), в лазании, ползании, прыжках, в метании. Дети активно участвуют в спортивных играх (элементы баскетбола, футбола, хоккея, бадминтон, городки). И конечно же дети очень любят подвижные игры по собственному игровому сюжету (здесь фантазии и вымыслу детей нет предела).
На протяжении всего учебного года мы продолжали формировать у детей интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Работали над развитием эстетических чувств, эмоций, эстетического вкуса и восприятия произведений искусства. Включали предметное рисование, сюжетное и декоративное рисование, лепку и аппликацию, прикладное творчество. Совершенствовали навыки работы с бумагой, картоном, ножницами, пластилином, природным материалом, создавая индивидуальные и коллективные работы.
Дети уже научились строить по рисунку, по схеме, подбирая необходимый материал, создавать разные постройки одного и того же объекта. В музыкальной деятельности решали задачи по слушанию, пению, обучали выполнению музыкально – ритмических движений, игре на ДМИ.
3. Анкетирование родителей «Оценивание работы группы за 2022 – 2023 уч. год»
Очень бы хотелось услышать, пожелания, рекомендации и отзывы о проделанной работе от Вас, уважаемые родители. Предлагаем вашему вниманию небольшую анкету для заполнения (см. Приложение № 1)
4. Поощрение родителей и семей за активное участие в разных формах сотрудничества с ДОУ и группой.
Наш детский сад активно принимает участие в разнообразных конкурсах и мероприятиях города, района и области. Вместе с нами, участвуете и Вы, уважаемые родители с нашими воспитанниками. Хочется выразить слова благодарности нашим постоянным активистам: семье Цветковых, семье Сергеевых, семье Филипповых, Шолоховых, Соболевых, семьям Гонцовых и Николаевых, семье Шефер. Спасибо за участие в жизни детского сада. Так держать! Вы наша гордость!
5. Инструктаж о безопасности детей в летний период.
Лето – это время укрепить и оздоровить детский организм, а не разладить режим дня и питания. Лето – это прекрасная пора для отдыха, прогулки на свежем воздухе, поездки и, конечно же, купание!
Родители должны знать:
- что купаться следует только в специально оборудованных местах;
- за городом место для купания необходимо выбрать там, где чисто и нет сильного течения;
- не оставляйте детей без присмотра вблизи водоема. Следите за купанием детей, даже на мелководье;
- учиться плавать дети могут только под контролем взрослых;
- для купания детей необходимо использовать плавательные средства безопасности: нарукавники, жилеты, разнообразные круги для плавания.
Для принятия солнечных ванн детей:
- обязательно используйте - солнцезащитный крем;
- на солнце у ребенка обязательно должна быть покрыта голова. Лучше всего, если головной убор будет из натуральной ткани светлого оттенка;
- для тех детей, которые не любят носить солнцезащитные очки, лучше выбирать головные уборы с козырьком или панамы с широкими полями;
- в свободном доступе у ребенка должна быть чистая питьевая вода или морс, который утолит жажду;
- так как под воздействием солнца усиливается потоотделение и ребенку следует пить больше обычного;
- после купания необходимо насухо вытереть ребенка, так как влажная кожа усиливает проводимость солнечных лучей, которые могут вызвать ожоги;
- для детей со светлой кожей или обилием родинок предпочтителен загар в тени.
Лето может радовать детей положительными эмоциями, но может и огорчить пищевыми отравлениями.
Немытая или плохо промытая зелень «со своего огорода» может привести к развитию у ребенка различных кишечных инфекций. Даже обычные для ребенка продукты питания в жаркое время года быстро портятся, а срок их хранения сокращается:
- в жару на пикнике время хранения продуктов снижается до 1 часа;
- чтобы избежать пищевого отравления надо мыть руки перед едой;
- при посещении леса с детьми, объясняйте опасность употребления в пищу различных незнакомых ягод и растений, так как некоторые из них могут вызвать острые отравления;
- собирать грибы дети должны со взрослыми;
- объясняете детям, что нельзя пить воду из незнакомых источников и поверхностных водоемов.
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых. Пожалуйста, сделайте все, чтобы каникулы Ваших детей прошли благополучно, а отдых не был омрачен.
6.
Выступление психолога по результатам диагностики.docx
7. Заключительная часть.
Принимаем решение родительского собрания:
- -Признать работу воспитателей старшей группы удовлетворительной.
- -Принять к сведению содержание памяток «По организации безопасного летнего отдыха».
Уважаемые родители, на этом наше собрание окончено. Еще раз всем спасибо за участие. Мы благодарим вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Приложение № 1.
Анкета для родителей
Уважаемый родитель!
1. Ваш ребенок ходит в детский сад
• с удовольствием;
• через силу;
• чаще с удовольствием;
• редко с желанием.
2. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?
• устраивает полностью;
• устраивает частично;
• не устраивает совсем.
3. Спокойно ли Вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду?
• да;
• нет;
• частично.
4. Информируют ли Вас воспитатели о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, привычках в еде, о поведении ребенка и т. д.?
да;
нет;
не знаю.
6. Удовлетворяет ли Вас лично уход, воспитание и обучение Вашего ребенка в детском саду?
да;
нет;
не знаю.
7. Чувствуете ли Вы, что сотрудники детского сада доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку?
да;
нет;
не знаю.
8. Обижается ли Ваш ребёнок на воспитателя?
Очень часто
Иногда
Редко
Никогда
9. В чём состоят обиды Вашего ребёнка?
Воспитатель не даёт бегать
Заставляет всё доедать
Заставляет спать
Не даёт играть в те игрушки в какие хочется
Что ещё?
10. На что жалуется ребёнок?
Дети бьют его
Не дают игрушки, Отнимают
Очень шумят, болит голова
Никто не хочет с ним играть и дружить
Не принимают играть
Что ещё?
11. Рассказывает ли Ваш ребёнок о занятиях в детском саду?
Рассказывает почти каждый день
Иногда рассказывает
Никогда не рассказывает
12. Как Вы оцениваете труд воспитателя в развитии Вашего ребёнка? (поставьте оценку от 1 до 5 наивысший балл)
1 балл 2 балла 3 балла 4балла 5 баллов
13. Что бы Вы хотели пожелать педагогу в его будущей работе?