3

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа музея

Пояснительная записка

В век стремительной информатизации и глобализации общества очень важно, чтобы учащаяся молодежь не только познавала окружающий нас мир через информационно-коммуникационные средства, но и бережно относилась к памяти прошлого, изучала и сохраняла историю малой родины.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Цели и задачи музея

1. Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

2. Воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний своей родословной и истории своего края.

3. Приобщение детей к истории своей страны через историю родного края.

4. Развитие и поддержка талантливых детей в творческой, поисково - исследовательской деятельности.

5. Развитие интереса у учащихся к изучению гуманитарных предметов.            

6. служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения

Основные направления и формы работы      

1. Поисково-исследовательская работа (сбор и обработка материалов): местный фольклор, история школы, наши земляки-участники Великой Отечественной войны и современных военных конфликтов, Судиславские промыслы, истоки русской национальной культуры.

2. Информационно-познавательная работа: лекции, беседы, круглый стол, индивидуальные консультации, экскурсии, классные часы.

3. Творческая работа: рефераты, научно-исследовательские проекты, конкурсы, конференции, викторины, коллективно-творческие дела, олимпиады, вечера, праздники.

4. Обмен опыта музейной работы (в районе и области)

 Музей организует свою работу на основе самоуправления.

Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

 

  • направляет поисковую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

  • ведет переписку,

  • организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

  • ведет издательскую деятельность, разрабатывает план работы.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

 

  • обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

  • возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

  • сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

оптимизация работы по военно-патриотическому и гражданскому  воспитанию школьников в современных условиях.

 

План работы музея

Содержание работы

Сроки

1.       Организационная работа

1

Работа с документацией. Составление плана работы на год

Сентябрь

2

Формирование актива музея

Сентябрь

3

Опись музея, сбор новых экспонатов

Сентябрь – Октябрь

2.       Создание групп по направлениям

1

Лекторская группа

Октябрь

2

Поисковая группа

Октябрь

3

Исследовательские группы, работающие с фондом музея

Октябрь

4

Оформительская группа

Октябрь

3.       Планирование работы групп

1

Подготовка и проведение экскурсий в музее

В течение года

2

Помощь в проведении общешкольных праздников

В течение года

3

Подготовка перечня новых тем экскурсий в музее

Октябрь

4

Посещение районного краеведческого музея в целях изучения опыта  работы

Ноябрь – март

Поисковая группа

1

Поиск нового краеведческого материала, разработка заданий для классов.

Подготовка рефератов

Октябрь – ноябрь

В течение года

2

Сбор сведений о ветеранах войны и труда, уточнение списков ветеранов, проживающих в микрорайоне школы

Ноябрь – декабрь

3

Поиск нового материала о героях Великой Отечественной войны в закрытом фонде краеведческого музея

В течение года

4

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, сбор документов и материалов об их жизненном пути

В течение года

Оформительская группа

1

Обновление экспонатов музея

В течение года

2

Оформление краеведческого материала «Судиславлю-650 лет»

Сентябрь-декабрь

3

Обновление материалов об истории Судиславской средней школы

В течение года

4

Оформление материалов «К 400-летию династии Романовых»

В течение года

Исследовательские группы

1

Подготовка заданий для краеведческой работы в классах

Октябрь

2

Помощь в сборе и подготовке материала для фонда музея

Октябрь

3

Сбор материала по классам, работа с документацией

Ноябрь – декабрь

4

Сбор материала об известных жителях района

В течение года

5

Сбор материала об учителях школы, посв. Году Учителя

В течение года

4.       Подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

1

Работа с классными руководителями по вопросам краеведческой работы

В течение года

2

Проведение тематических экскурсий в музее

·   «История нашего поселка»

·   «История школы»

·   «Годы, опаленные войной»

·   «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны и боевых действий в горячих точках»

·   "Обзорная" (знакомит с экспозицией музея, историей его создания, тематическими разделами).

·   "Связь времен" (содержит материал о выпускниках, родственниках учащихся школы - участниках героических событий, встречах с ветеранами ВОВ)

В течение года

Январь-май

3

Экскурсия в Судиславский краеведческий музей
«Судиславский район: реалии и перспективы»

Сентябрь

4

Участие в проведении недели «Перепись 2010»

Сентябрь

5

Участие в организации и проведении круглого стола «Выборы 2010» (встреча с представителями политических партий, избирательных объединений, кандидатами в депутаты)

Октябрь

6

Деловая игра «Выборы в законодательные органы власти» для учащихся 11 классов

Октябрь

7

Встреча с почетными жителями поселка «Труд, честь, доблесть»

Октябрь

8

Совместное мероприятие с районным краеведческим музеем и духовно-просветительским центром «Светоч», посвященное празднику Покрова

14 октября

9

День Памяти З. Космодемьянской

ноябрь

10

«Уроки мужества». Подготовка и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, посв. 65-летию Победы в ВОВ

В течение года

11

«Время выбрало нас». Встреча с ветеранами афганской войны и контртеррористической операции в Чеченской Республике. Участие в организации и проведении цикла мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества.

Февраль

12

Поздравление ветеранов с традиционными праздниками

В течение года

13

Встречи с выпускниками школы

В течение года

14

Создание зала Боевой славы

В течение года

15

Краеведческая викторина «Пройдусь по улицам поселка»

Апрель

16

Поход по родному краю: места памяти павшим  в Великой Отечественной войне. Возложение венков.

Май

17

День Памяти

22 июня

18

Работа по подготовке  круглого стола по теме: "Роль актива музея в развитии активной гражданской позиции и творческого потенциала учащихся средствами музейной педагогики" (круглый стол)

 

19

Подготовка участников команды к военно-патриотической игре «Зарница-Победа»

В течение года

Поисковые задания классам для организации работы музея

 Каждому классу дается задание для краеведческого поиска. Примерные задания:

      1.      Собрать материал по теме «Дети войны».

2.      Собрать материал о ветеранах войны, проживающих на улицах микрорайона.

3.      Собрать материал о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы города.

4.      Собрать материал об истории названий улиц мик­рорайона.

5.      Собрать материал о жителях микрорайона и выпуск­никах школы, воевавших в Афганистане и Чеченской республике.

6.      Провести операцию «3абота» в рамках работы объ­единения «Милосердие».

7.      Провести благоустройства сквера у памятника ге­роям войны.

8.      Собрать материал о выпускниках школы, закончив­ших военные училища.

9.      Сбор материала об учителях школы.

Темы занятий с музейным активом учащихся на 2010 - 2011 уч. г.

Дата проведения

Планируемая тема

Примечание

Сентябрь

"Я - лидер" (круглый стол)

Обсуждение форм и методов работы с учащимися ОУ по активизации их гражданской позиции через развитие творческого потенциала

Октябрь

"Роль актива музея в развитии активной гражданской позиции и творческого потенциала учащихся средствами музейной педагогики" (круглый стол)

Выход в районный краеведческий музей

Ноябрь

"Особенности экскурсионной, поисковой и пропагандитско-просветительской деятельности школьных музеев (выездное занятие (лекция-экскурсия)).

Посещение музея МОУ  Судиславской основной СОШ

Декабрь

"Многообразие форм работы школьного музея " (практикум).

Обсуждение организационных вопросов подготовки и проведения мероприятий: вечер воспоминаний, окружной круглый стол для активистов музейного движения, районный слет военно-патриотической направленности

Январь

"Игровые формы музейной педагогики" (выездная экскурсия-семинар).

На базе Дома детского творчетва

Февраль

"Новые формы и методы музейной деятельности в соответствии с возрастом и интересом учащихся" (круглый стол)

Обмен мнениями и обсуждение форм и методов музейной деятельности.

Март

"Школьный музей - основа детского творческого объединения" (выездное)

Совместно с ДДТ. Подготовка материалов, обсуждение орг. вопросов

Апрель

"Организация и подготовка уроков мужества для учащихся школы" (практикум)

Подготовка материалов, обсуждение орг. вопросов

Май

 

Анализ деятельности школьного музея за истекший период, разработка плана работы
на 2010-2011 уч. г. (практикум).

Обсуждение сделанного и планирование на новый учебный год, разработка новых форм и методов музейной деятельности

 

 

 

 

 

План работы музея на II четверть

Мероприятие

Участники

Ответственные

1

Сбор материала об учителях школы

9-11 классы

Груздева И.А.

Совет музея

 

2

Участие в  областном конкурсе рефератов по правовому просвещению среди учащихся 8 - 11 классов образовательных учреждений Костромской области

Совет музея

Груздева И.А.

МО историков

3

Поиск нового краеведческого материала, разработка проекта на конференцию «Шаг в будущее»

Совет музея

 

Совет музея
МО историков

4

Проведение тематической экскурсии
«История нашего поселка»

 Совет музея учащиеся 6-х классов

Груздева И.А

5

Проведение тематической экскурсии

«История школы»

Совет музея

учащиеся 5 классов

Груздева И.А

6

День Памяти З. Космодемьянской

Совет музея,

учащиеся 1-11 классов

Совет музея

7

Оказать помощь материалами школьного музея для написания творческих работ учащимися и учителями школы

Совет музея

 

Совет музея,
Груздева И.А.

8

Оказать помощь материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, посвященных Дню Конституции РФ

11 классы

Совет музея, Г
руздева И.А.

9

"Многообразие форм работы школьного музея" (практикум)

 

Совет музея

10

Совместный урок с районным краеведческим музеем по теме:
«Наш край в начале ХХ века»

9-е классы
Выход в районный краеведческий музей

Совет музея

 

 

ЭКСКУРСИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ МУЗЕЮ

 

Добрый день, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей школы!

Мы,  члена совета школьного краеведческого музея познакомим вас с историческим, природным наследием Судиславского края, его жителями. Учащимися нашей школы в результате большой исследовательской работы собран богатый материал, который частично представлен на стендах, а также хранится в школьном  и краеведческом музеях. Судиславль - наша малая РОДИНА, он богат своей историей, традициями и замечательными людьми.

Стихотворение.

 Перед вами стенд – Судиславль – город древний 

Судиславль издревле считался пригородом Костромы - это бывшая северная крепость на границах Киевского государства. Название городка исследователи почти единодушно связывают с именем князя Судислава Владимировича. Добрая память о первом князе сохранилась в названии города.

Первое письменное упоминание о Судиславле содержится в солигаличском Воскресенском летописце.

 В 1360 году при Судиславле отмечено крупное сражение дружин галичского и костромского князей.

В 1550 году город назван в Судебнике Ивана Грозного, а позднее - в его завещании.

В XVIII-XIX веках Судиславль был одним из крупных центров старообрядчества. Одним из наиболее известных приверженцев старой веры того времени был купец Н.А. Папулин.

Промышленный и торговый подъем второй половины XIX века был связан с деятельностью купца Третьякова. От того времени до нас дошли кварталы купеческих особняков в стиле классицизма и эклектики, торговые ряды. Более древние здания и сооружения - Владимирская церковь.

В 1758 году на высокой искусственной насыпи в центре города был выстроен красивейший Спасо-Преображенский собор с изумительно стройной колокольней.

 Судиславль переживал трудные периоды в своей истории, но всегда оставался частью России. В 2010 году наш поселок отметил юбилей 650 лет.

 На стенде: «Герои земли Судиславской» представлен материал о судиславцах, которые не жалея своей жизни защищали Родину и выполняли интернациональный долг.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушло 8100 человек, или каждый четвертый житель Судиславского района. 1875 воинов – земляков награждены орденами и медалями Советского союза, 11 фронтовикам присвоены звания Героев Советского Союза.

Судиславль славится своими людьми и 12 жителей удостоены звания почетный гражданин (назвать), о судьбе тружеников нашего края можно узнать из творчества наших писателей (назвать).

 Я хочу рассказать об истории нашей школы.

К началу ХХ века г. Судиславль имел два начальных училища  Высшее начальное училище просуществовало до революции, в 1917 году преобразовано в единую трудовую школу, которая была расположена в здании подаренным в 1897 году местным богачом, купцом И.П. Третьяковым и находилась там до 1978 года.

В 1978 году начали обустраивать просторное трехэтажное строение, перенеся в него из старых обжитых стен лучшее – опыт, мастерство, особую атмосферу единения, сплоченности.

Открытия новой школы ждал весь поселок,  строительство считалось народной стройкой, так как помогали  все:  рабочие, служащие предприятий, организаций. Немало потрудились на ней и учащиеся.

И вот в морозное январское утро с барабанами, горнами учителя и ученики прошли путь от старого здания до нового, находящегося на улице Октябрьской. Руководство школой осуществляли опытные педагоги и организаторы, среди них заслуженный Учитель Балясников В. П. В настоящее время   директором школы является Лебедев Л. Г.

Большую роль в воспитании подрастающего поколения сыграли заслуженные  учителя (назвать 2-3).

Социально-экономическое развитие поселка представлено на стендах (назвать)

Судиславль – это край рукотворных лесов и озер. Издревле славится своими природными дарам, ведь именно отсюда поставляли грибы и ягоды к царскому столу. Окрестности нашего поселка – это не только места тихой охоты, но и охоты на промысловых зверей. Много красивых мест в Судиславле. Памятника природы считаются: природоохранный комплекс Лобана: сосновый бор, Комсомольское озеро, парк Победы и живописная Соборная гора (названия стендов)

 Судиславль, расположенный на пересечении дорог, путей и направлений,
красив в любые времена и любую погоду.
Золотые ворота области распахнуты для туристов.