Пояснительная записка В век стремительной информатизации и глобализации общества очень важно, чтобы учащаяся молодежь не только познавала окружающий нас мир через информационно-коммуникационные средства, но и бережно относилась к памяти прошлого, изучала и сохраняла историю малой родины. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Цели и задачи музея 1. Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. 2. Воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний своей родословной и истории своего края. 3. Приобщение детей к истории своей страны через историю родного края. 4. Развитие и поддержка талантливых детей в творческой, поисково - исследовательской деятельности. 5. Развитие интереса у учащихся к изучению гуманитарных предметов. 6. служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения Основные направления и формы работы 1. Поисково-исследовательская работа (сбор и обработка материалов): местный фольклор, история школы, наши земляки-участники Великой Отечественной войны и современных военных конфликтов, Судиславские промыслы, истоки русской национальной культуры. 2. Информационно-познавательная работа: лекции, беседы, круглый стол, индивидуальные консультации, экскурсии, классные часы. 3. Творческая работа: рефераты, научно-исследовательские проекты, конкурсы, конференции, викторины, коллективно-творческие дела, олимпиады, вечера, праздники. 4. Обмен опыта музейной работы (в районе и области) Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
оптимизация работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию школьников в современных условиях.
|
План работы музея |
||
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1. Организационная работа |
||
1 |
Работа с документацией. Составление плана работы на год |
Сентябрь |
2 |
Формирование актива музея |
Сентябрь |
3 |
Опись музея, сбор новых экспонатов |
Сентябрь – Октябрь |
2. Создание групп по направлениям |
||
1 |
Лекторская группа |
Октябрь |
2 |
Поисковая группа |
Октябрь |
3 |
Исследовательские группы, работающие с фондом музея |
Октябрь |
4 |
Оформительская группа |
Октябрь |
3. Планирование работы групп |
||
1 |
Подготовка и проведение экскурсий в музее |
В течение года |
2 |
Помощь в проведении общешкольных праздников |
В течение года |
3 |
Подготовка перечня новых тем экскурсий в музее |
Октябрь |
4 |
Посещение районного краеведческого музея в целях изучения опыта работы |
Ноябрь – март |
Поисковая группа |
||
1 |
Поиск нового краеведческого материала, разработка заданий для классов. Подготовка рефератов |
Октябрь – ноябрь В течение года |
2 |
Сбор сведений о ветеранах войны и труда, уточнение списков ветеранов, проживающих в микрорайоне школы |
Ноябрь – декабрь |
3 |
Поиск нового материала о героях Великой Отечественной войны в закрытом фонде краеведческого музея |
В течение года |
4 |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, сбор документов и материалов об их жизненном пути |
В течение года |
Оформительская группа |
||
1 |
Обновление экспонатов музея |
В течение года |
2 |
Оформление краеведческого материала «Судиславлю-650 лет» |
Сентябрь-декабрь |
3 |
Обновление материалов об истории Судиславской средней школы |
В течение года |
4 |
Оформление материалов «К 400-летию династии Романовых» |
В течение года |
Исследовательские группы |
||
1 |
Подготовка заданий для краеведческой работы в классах |
Октябрь |
2 |
Помощь в сборе и подготовке материала для фонда музея |
Октябрь |
3 |
Сбор материала по классам, работа с документацией |
Ноябрь – декабрь |
4 |
Сбор материала об известных жителях района |
В течение года |
5 |
Сбор материала об учителях школы, посв. Году Учителя |
В течение года |
4. Подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий |
||
1 |
Работа с классными руководителями по вопросам краеведческой работы |
В течение года |
2 |
Проведение тематических экскурсий в музее · «История нашего поселка» · «История школы» · «Годы, опаленные войной» · «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны и боевых действий в горячих точках» · "Обзорная" (знакомит с экспозицией музея, историей его создания, тематическими разделами). · "Связь времен" (содержит материал о выпускниках, родственниках учащихся школы - участниках героических событий, встречах с ветеранами ВОВ) |
В течение года Январь-май |
3 |
Экскурсия в
Судиславский краеведческий музей |
Сентябрь |
4 |
Участие в проведении недели «Перепись 2010» |
Сентябрь |
5 |
Участие в организации и проведении круглого стола «Выборы 2010» (встреча с представителями политических партий, избирательных объединений, кандидатами в депутаты) |
Октябрь |
6 |
Деловая игра «Выборы в законодательные органы власти» для учащихся 11 классов |
Октябрь |
7 |
Встреча с почетными жителями поселка «Труд, честь, доблесть» |
Октябрь |
8 |
Совместное мероприятие с районным краеведческим музеем и духовно-просветительским центром «Светоч», посвященное празднику Покрова |
14 октября |
9 |
День Памяти З. Космодемьянской |
ноябрь |
10 |
«Уроки мужества». Подготовка и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, посв. 65-летию Победы в ВОВ |
В течение года |
11 |
«Время выбрало нас». Встреча с ветеранами афганской войны и контртеррористической операции в Чеченской Республике. Участие в организации и проведении цикла мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества. |
Февраль |
12 |
Поздравление ветеранов с традиционными праздниками |
В течение года |
13 |
Встречи с выпускниками школы |
В течение года |
14 |
Создание зала Боевой славы |
В течение года |
15 |
Краеведческая викторина «Пройдусь по улицам поселка» |
Апрель |
16 |
Поход по родному краю: места памяти павшим в Великой Отечественной войне. Возложение венков. |
Май |
17 |
День Памяти |
22 июня |
18 |
Работа по подготовке круглого стола по теме: "Роль актива музея в развитии активной гражданской позиции и творческого потенциала учащихся средствами музейной педагогики" (круглый стол) |
|
19 |
Подготовка участников команды к военно-патриотической игре «Зарница-Победа» |
В течение года |
Поисковые задания классам для организации работы музея Каждому классу дается задание для краеведческого поиска. Примерные задания: 1. Собрать материал по теме «Дети войны». 2. Собрать материал о ветеранах войны, проживающих на улицах микрорайона. 3. Собрать материал о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы города. 4. Собрать материал об истории названий улиц микрорайона. 5. Собрать материал о жителях микрорайона и выпускниках школы, воевавших в Афганистане и Чеченской республике. 6. Провести операцию «3абота» в рамках работы объединения «Милосердие». 7. Провести благоустройства сквера у памятника героям войны. 8. Собрать материал о выпускниках школы, закончивших военные училища. 9. Сбор материала об учителях школы. |
Темы занятий с музейным активом учащихся на 2010 - 2011 уч. г. |
||
Дата проведения |
Планируемая тема |
Примечание |
Сентябрь |
"Я - лидер" (круглый стол) |
Обсуждение форм и методов работы с учащимися ОУ по активизации их гражданской позиции через развитие творческого потенциала |
Октябрь |
"Роль актива музея в развитии активной гражданской позиции и творческого потенциала учащихся средствами музейной педагогики" (круглый стол) |
Выход в районный краеведческий музей |
Ноябрь |
"Особенности экскурсионной, поисковой и пропагандитско-просветительской деятельности школьных музеев (выездное занятие (лекция-экскурсия)). |
Посещение музея МОУ Судиславской основной СОШ |
Декабрь |
"Многообразие форм работы школьного музея " (практикум). |
Обсуждение организационных вопросов подготовки и проведения мероприятий: вечер воспоминаний, окружной круглый стол для активистов музейного движения, районный слет военно-патриотической направленности |
Январь |
"Игровые формы музейной педагогики" (выездная экскурсия-семинар). |
На базе Дома детского творчетва |
Февраль |
"Новые формы и методы музейной деятельности в соответствии с возрастом и интересом учащихся" (круглый стол) |
Обмен мнениями и обсуждение форм и методов музейной деятельности. |
Март |
"Школьный музей - основа детского творческого объединения" (выездное) |
Совместно с ДДТ. Подготовка материалов, обсуждение орг. вопросов |
Апрель |
"Организация и подготовка уроков мужества для учащихся школы" (практикум) |
Подготовка материалов, обсуждение орг. вопросов |
Май
|
Анализ деятельности школьного музея за
истекший период, разработка плана работы |
Обсуждение сделанного и планирование на новый учебный год, разработка новых форм и методов музейной деятельности |
№ |
Мероприятие |
Участники |
Ответственные |
1 |
Сбор материала об учителях школы |
9-11 классы |
Груздева И.А. Совет музея
|
2 |
Участие в областном конкурсе рефератов по правовому просвещению среди учащихся 8 - 11 классов образовательных учреждений Костромской области |
Совет музея |
Груздева И.А. МО историков |
3 |
Поиск нового краеведческого материала, разработка проекта на конференцию «Шаг в будущее» |
Совет музея
|
Совет музея |
4 |
Проведение
тематической экскурсии |
Совет музея учащиеся 6-х классов |
Груздева И.А |
5 |
Проведение тематической экскурсии «История школы» |
Совет музея учащиеся 5 классов |
Груздева И.А |
6 |
День Памяти З. Космодемьянской |
Совет музея, учащиеся 1-11 классов |
Совет музея |
7 |
Оказать помощь материалами школьного музея для написания творческих работ учащимися и учителями школы |
Совет музея
|
Совет музея, |
8 |
Оказать помощь материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, посвященных Дню Конституции РФ |
11 классы |
Совет музея, Г |
9 |
"Многообразие форм работы школьного музея" (практикум) |
|
Совет музея |
10 |
Совместный урок с районным краеведческим музеем по теме:
|
9-е классы |
Совет музея |
Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей школы! Мы, члена совета школьного краеведческого музея познакомим вас с историческим, природным наследием Судиславского края, его жителями. Учащимися нашей школы в результате большой исследовательской работы собран богатый материал, который частично представлен на стендах, а также хранится в школьном и краеведческом музеях. Судиславль - наша малая РОДИНА, он богат своей историей, традициями и замечательными людьми. Стихотворение. Перед вами стенд – Судиславль – город древний Судиславль издревле считался пригородом Костромы - это бывшая северная крепость на границах Киевского государства. Название городка исследователи почти единодушно связывают с именем князя Судислава Владимировича. Добрая память о первом князе сохранилась в названии города. Первое письменное упоминание о Судиславле содержится в солигаличском Воскресенском летописце. В 1360 году при Судиславле отмечено крупное сражение дружин галичского и костромского князей. В 1550 году город назван в Судебнике Ивана Грозного, а позднее - в его завещании. В XVIII-XIX веках Судиславль был одним из крупных центров старообрядчества. Одним из наиболее известных приверженцев старой веры того времени был купец Н.А. Папулин. Промышленный и торговый подъем второй половины XIX века был связан с деятельностью купца Третьякова. От того времени до нас дошли кварталы купеческих особняков в стиле классицизма и эклектики, торговые ряды. Более древние здания и сооружения - Владимирская церковь. В 1758 году на высокой искусственной насыпи в центре города был выстроен красивейший Спасо-Преображенский собор с изумительно стройной колокольней. Судиславль переживал трудные периоды в своей истории, но всегда оставался частью России. В 2010 году наш поселок отметил юбилей 650 лет. На стенде: «Герои земли Судиславской» представлен материал о судиславцах, которые не жалея своей жизни защищали Родину и выполняли интернациональный долг. Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушло 8100 человек, или каждый четвертый житель Судиславского района. 1875 воинов – земляков награждены орденами и медалями Советского союза, 11 фронтовикам присвоены звания Героев Советского Союза. Судиславль славится своими людьми и 12 жителей удостоены звания почетный гражданин (назвать), о судьбе тружеников нашего края можно узнать из творчества наших писателей (назвать). Я хочу рассказать об истории нашей школы. К началу ХХ века г. Судиславль имел два начальных училища Высшее начальное училище просуществовало до революции, в 1917 году преобразовано в единую трудовую школу, которая была расположена в здании подаренным в 1897 году местным богачом, купцом И.П. Третьяковым и находилась там до 1978 года. В 1978 году начали обустраивать просторное трехэтажное строение, перенеся в него из старых обжитых стен лучшее – опыт, мастерство, особую атмосферу единения, сплоченности. Открытия новой школы ждал весь поселок, строительство считалось народной стройкой, так как помогали все: рабочие, служащие предприятий, организаций. Немало потрудились на ней и учащиеся. И вот в морозное январское утро с барабанами, горнами учителя и ученики прошли путь от старого здания до нового, находящегося на улице Октябрьской. Руководство школой осуществляли опытные педагоги и организаторы, среди них заслуженный Учитель Балясников В. П. В настоящее время директором школы является Лебедев Л. Г. Большую роль в воспитании подрастающего поколения сыграли заслуженные учителя (назвать 2-3). Социально-экономическое развитие поселка представлено на стендах (назвать) Судиславль – это край рукотворных лесов и озер. Издревле славится своими природными дарам, ведь именно отсюда поставляли грибы и ягоды к царскому столу. Окрестности нашего поселка – это не только места тихой охоты, но и охоты на промысловых зверей. Много красивых мест в Судиславле. Памятника природы считаются: природоохранный комплекс Лобана: сосновый бор, Комсомольское озеро, парк Победы и живописная Соборная гора (названия стендов)
Судиславль,
расположенный на пересечении дорог, путей и направлений,
|