Центр ППМСП

Skip Navigation LinksПрофориентация

​​​​​​​​​​​​​​МУНИЦИПАЛЬН​АЯ ПЛОЩАДКА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (в том числе с интеллектуальными нарушениями) "ШАГ В БУДУЩЕЕ"​


Приказ МБУ Центр ППМСП о профориентационной площадке.pdf

​Цель: способствовать формированию сознательного профессионального самоопределения выпускников с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями, с учётом склонностей, интересов, возможностей учащихся и рынка труда.


Задачи: информирование педагогов, ответственных за профориентационную работу, психологов, социальных педагогов, родителей о правилах и условиях приема в 2024 году, перечне учебных заведений, осуществляющих прием детей с ОВЗ в Костромской области, специальностях, на которые они могут поступить учиться.


Участники: обучающиеся школ города с ОВЗ (в том числе с интеллектуальными нарушениями), их родители или лица, их заменяющие; социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги, воспитатели, классные руководители, педагоги дополнительного образования.


Партнеры: средние профессиональные учебные заведения, работающие по программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, представители работодателей.


Контакты:

89159045076 Демашева Татьяна Александровна, педагог-психолог МБУ Центр ППМСП, demasheva@gmail.com  

89159281517 Лукачёва Диана Владимировна, учитель-дефектолог МБУ Центр ППМСП,  freesyty@gmail.com


График мероприятий:

​​Мероприятие

Форма проведения

Период проведения

Тренинг
на базе КООО Духовно-просветительский центр «Шарья»

Очная

7 декабря 2023

15.30 часов

Экскурсия
в ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»

Очная

8 декабря 2023

13.00 часов

Тренинг
для обучающихся МБУ Центр ППМСП с особыми образовательными потребностями

Очная

21 декабря 2023

14.00 часов

Тренинги
для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций города

Очная, дистанционная

январь, февраль, март 2024

Экскурсия
в редакцию "Ветлужский край"

Очная

апрель 2024





ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ППМСП С УЧЕНИКАМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 

Труд – главный воспитатель, поэтому трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ученик коренным образом меняет свое представление о себе и окружающем мире. Под влиянием успехов в трудовой деятельности формируется его самооценка.

Наша задача - помочь детям увидеть в труде источник развития своих способностей в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Внеурочная, кружковая деятельность способствует приобщению ученика к труду, предоставляет ему свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Формирует целостное представление детей о познании и труде, как одних из главных условий развития человека.

Творческая внеурочная деятельность является наиболее доступной для любого ребенка, именно в ней может быть реализованная потребность в самостоятельности. Умение поставить, организовать эту деятельность, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки — приложить усилия, заставить себя исправить ее – все эти навыки необходимы и в профессиональной деятельности.

Большую роль в трудовом воспитании играет ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В процессе занятий художественным трудом в технике Скрапбукинг формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

В этом учебном году мы впервые реализуем программу дополнительного образования на базе Центра ППМСП с учениками с интеллектуальной недостаточностью. С первых встреч дети относились к занятиям по-разному, неодинаково протекало и формирование навыков. Сразу выделились ученики, которые испытывали трудности не только потому, что работа была для них новой, но потому, что сами отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью. Одни расстраивались, когда у них не все получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело неуверенно, медленно. Но были и такие, которые настойчиво старались довести начатое до конца. Мы стремимся создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывая им помощь, поддержку. Иногда это выражается в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Бывает, что трудную часть работы мы выполняем вместе с учеником.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами. Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Все это способствует профессиональному самоопределению учащихся, соответствующее их психофизическим возможностям, положительному отношению к трудовой деятельности.

Наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности, систематическое стремление к их совершенствованию развивает познавательный интерес. Наличие трудовых умений и навыков, которые определяют умение тру​диться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи способствует развитию практического интеллекта. Желание и готовность трудиться, чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели, добровольное совершение трудовых дел развивает и совершенствует эмоционально-волевую сферу ребенка с ОВЗ.

Все перечисленное формирует основные принципы построения профессиональной карьеры выпускников с уч​етом их склонностей и возможностей, формируется информация об индивидуальных особенностях и предпочтениях

​​​Мастер-класс по изготовлению блокнотов на базе КООО Духовно-просветительский центр "Шарья"​​

Изображение WhatsApp 2023-12-07 в 16.06.26_d306cf00.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-07 в 16.06.31_35c3c71a.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-07 в 16.06.26_7ee28ae7.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-07 в 16.06.29_8437ebba.jpg
Изображение WhatsApp 2023-12-07 в 16.09.56_9b8232aa.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-07 в 16.06.33_0280b0a7.jpg

​​Экскурсия в Шарьинский политехнический техникум

​​Изображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.04_31b79fd7.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.06_c68c69e6.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.02_0fe3cc82.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.07_97667760.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.03_059e1759.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.11_01fb36cb.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.07_42fea7ec.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-09 в 11.37.08_f468f392.jpg


​Тренинг на базе Центра ППМСП с учителем-дефектологом и педагогом-психологом

Изображение WhatsApp 2023-12-22 в 13.39.58_60f2cf9d.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-22 в 13.40.00_7505d655.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-22 в 13.39.59_79092571.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-22 в 13.39.58_f4ea374f.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-22 в 13.39.57_6c5d2471.jpgИзображение WhatsApp 2023-12-22 в 13.39.59_2dc67166.jpg


​​Мастер-класс на базе Центра ППМСП

Изображение WhatsApp 2024-02-14 в 14.24.13_d9c34fdf.jpgИзображение WhatsApp 2024-02-14 в 14.24.14_6ba3d23d.jpg
2024-02-14 в 14.24.15_feb6fdd5.jpgИзображение WhatsApp 2024-02-14 в 14.24.11_d582e5b8.jpg


​​Мастер-класс в Арт-мастерской "Ветлугай" АНО "Наше Поветлужье" в Городском парке

​​крпловарп.jpgыораоп.jpg


​​Экскурсия в Издательский дом "Ветлужский край"

Изображение WhatsApp 2024-04-15 в 11.00.00_8014f432.jpgИзображение WhatsApp 2024-04-15 в 11.00.14_9652c18f.jpg
Изображение WhatsApp 2024-04-15 в 11.00.09_15080de5.jpgИзображение WhatsApp 2024-04-15 в 11.00.05_75b35986.jpg
Изображение WhatsApp 2024-04-15 в 11.00.13_47c9e2ad.jpgИзображение WhatsApp 2024-04-15 в 11.00.09_4eb89078.jpg



КОНЦЕПЦИЯ ПЛОЩАДКИ

​Профориентация – комплекс мероприятий, направленных на осознанный выбор профессии, формирование трудовой мотивации с учетом потребностей и возможностей человека, а также востребованности специальности на рынке труда.

Количество выпускников с ОВЗ, в том числе, с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по соответствующим программам в общеобразовательных школах города не уменьшается. По Федеральному закону об образовании родители имеют право выбора учебного заведения. Значит, перед общеобразовательными школами встает задача обеспечить детей с ОВЗ мероприятиями по профориентации. Сделать это проще и эффективнее, объединившись вокруг одной организации, курирующей программу по профориентации. Наш Центр психолого-педагогической помощи предлагает стать такой площадкой, которая объединит все заинтересованные стороны.

Основные задачи программы профориентации детей с ОВЗ «Шаг в будущее»:
  • Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
  • Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.
  • Развитие трудовых навыков и трудовых качеств.
  • Расширение представлений о себе и своих возможностях и потребностях.
Современные исследования, характеризующие особенности трудоустройства выпускников с ОВЗ, позволяют сделать вывод, что степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности, как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание мотивы собственных поступков и отсутствие привычки самоконтроля своих действий.

Вследствие этого выпускники с ОВЗ, особенно с интеллектуальными нарушениями, нередко в трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность.

Также существуют другие причины, влияющие на самоопределение:
  • ограниченный спектр профессий и несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий,
  • отсутствие должной поддержки,
  • недостаточная разработанность методик профориентационной работы с учащимися с ОВЗ.
​Учреждения профессионального образования нашего города и области с каждым годом расширяют перечень специальностей, ориентированных на актуальный спрос на рынке труда, в том числе и для учащихся с ОВЗ.

Но, в тоже время, во многих учебных заведениях профессии дублируются, недостаточен спектр предлагаемых профессий для девочек и не всегда выпускники могут трудоустроиться по полученной специальности.

Очевидно, что требуется комплексная работа всех заинтересованных сторон по формированию сознательного отношения в выборе профессии учащихся с ОВЗ.

Внедрением программы «Шаг в будущее» мы ставим цель способствовать формированию сознательного профессионального самоопределения выпускников с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями, с учётом склонностей, интересов, возможностей учащихся и рынка труда.​