МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (в том числе с интеллектуальными нарушениями) "ШАГ В БУДУЩЕЕ"
Приказ МБУ Центр ППМСП о профориентационной площадке.pdf
Цель: способствовать формированию сознательного профессионального самоопределения выпускников с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями, с учётом склонностей, интересов, возможностей учащихся и рынка труда.
Задачи: информирование педагогов, ответственных за профориентационную работу, психологов, социальных педагогов, родителей о правилах и условиях приема в 2024 году, перечне учебных заведений, осуществляющих прием детей с ОВЗ в Костромской области, специальностях, на которые они могут поступить учиться.
Участники: обучающиеся школ города с ОВЗ (в том числе с интеллектуальными нарушениями), их родители или лица, их заменяющие; социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги, воспитатели, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
Партнеры: средние профессиональные учебные заведения, работающие по программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, представители работодателей.
Контакты:89159045076 Демашева Татьяна Александровна, педагог-психолог МБУ Центр ППМСП, demasheva@gmail.com 89159281517 Лукачёва Диана Владимировна, учитель-дефектолог МБУ Центр ППМСП, freesyty@gmail.com
График мероприятий:
Мероприятие | Форма проведения | Период проведения | Тренинг на базе КООО Духовно-просветительский центр «Шарья» | Очная | 7 декабря 2023 15.30 часов | Экскурсия в ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области» | Очная | 8 декабря 2023 13.00 часов | Тренинг для обучающихся МБУ Центр ППМСП с особыми образовательными
потребностями | Очная | 21 декабря 2023 14.00 часов | Тренинги для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций города | Очная, дистанционная | январь, февраль, март 2024 | Экскурсия в редакцию "Ветлужский край" | Очная | апрель 2024 |
|
|
|
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ППМСП С УЧЕНИКАМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Труд – главный воспитатель, поэтому трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ученик коренным образом меняет свое представление о себе и окружающем мире. Под влиянием успехов в трудовой деятельности формируется его самооценка.
Наша задача - помочь детям увидеть в труде источник развития своих способностей в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Внеурочная, кружковая деятельность способствует приобщению ученика к труду, предоставляет ему свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Формирует целостное представление детей о познании и труде, как одних из главных условий развития человека. Творческая внеурочная деятельность является наиболее доступной для любого ребенка, именно в ней может быть реализованная потребность в самостоятельности. Умение поставить, организовать эту деятельность, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки — приложить усилия, заставить себя исправить ее – все эти навыки необходимы и в профессиональной деятельности. Большую роль в трудовом воспитании играет ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В процессе занятий художественным трудом в технике Скрапбукинг формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. В этом учебном году мы впервые реализуем программу дополнительного образования на базе Центра ППМСП с учениками с интеллектуальной недостаточностью. С первых встреч дети относились к занятиям по-разному, неодинаково протекало и формирование навыков. Сразу выделились ученики, которые испытывали трудности не только потому, что работа была для них новой, но потому, что сами отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью. Одни расстраивались, когда у них не все получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело неуверенно, медленно. Но были и такие, которые настойчиво старались довести начатое до конца. Мы стремимся создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывая им помощь, поддержку. Иногда это выражается в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Бывает, что трудную часть работы мы выполняем вместе с учеником. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами. Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Все это способствует профессиональному самоопределению учащихся, соответствующее их психофизическим возможностям, положительному отношению к трудовой деятельности. Наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности, систематическое стремление к их совершенствованию развивает познавательный интерес. Наличие трудовых умений и навыков, которые определяют умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи способствует развитию практического интеллекта. Желание и готовность трудиться, чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели, добровольное совершение трудовых дел развивает и совершенствует эмоционально-волевую сферу ребенка с ОВЗ. Все перечисленное формирует основные принципы построения профессиональной карьеры выпускников с учетом их склонностей и возможностей, формируется информация об индивидуальных особенностях и предпочтениях
Мастер-класс по изготовлению блокнотов на базе КООО Духовно-просветительский центр "Шарья"
|    
 
| Экскурсия в Шарьинский политехнический техникум
|        
| Тренинг на базе Центра ППМСП с учителем-дефектологом и педагогом-психологом
|      
| Мастер-класс на базе Центра ППМСП
|  
 
| Мастер-класс в Арт-мастерской "Ветлугай" АНО "Наше Поветлужье" в Городском парке
|  
| Экскурсия в Издательский дом "Ветлужский край"
|  
 
 
|
|
КОНЦЕПЦИЯ ПЛОЩАДКИ
Профориентация – комплекс мероприятий, направленных на осознанный выбор профессии, формирование трудовой мотивации с учетом потребностей и возможностей человека, а также востребованности специальности на рынке труда.
Количество выпускников с ОВЗ, в том числе, с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по соответствующим программам в общеобразовательных школах города не уменьшается. По Федеральному закону об образовании родители имеют право выбора учебного заведения. Значит, перед общеобразовательными школами встает задача обеспечить детей с ОВЗ мероприятиями по профориентации. Сделать это проще и эффективнее, объединившись вокруг одной организации, курирующей программу по профориентации. Наш Центр психолого-педагогической помощи предлагает стать такой площадкой, которая объединит все заинтересованные стороны.
Основные задачи программы профориентации детей с ОВЗ «Шаг в будущее»: - Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
- Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.
- Развитие трудовых навыков и трудовых качеств.
- Расширение представлений о себе и своих возможностях и потребностях.
Современные исследования, характеризующие особенности трудоустройства выпускников с ОВЗ, позволяют сделать вывод, что степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности, как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание мотивы собственных поступков и отсутствие привычки самоконтроля своих действий.
Вследствие этого выпускники с ОВЗ, особенно с интеллектуальными нарушениями, нередко в трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность.
Также существуют другие причины, влияющие на самоопределение: - ограниченный спектр профессий и несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий,
- отсутствие должной поддержки,
- недостаточная разработанность методик профориентационной работы с учащимися с ОВЗ.
Учреждения профессионального образования нашего города и области с каждым годом расширяют перечень специальностей, ориентированных на актуальный спрос на рынке труда, в том числе и для учащихся с ОВЗ.
Но, в тоже время, во многих учебных заведениях профессии дублируются, недостаточен спектр предлагаемых профессий для девочек и не всегда выпускники могут трудоустроиться по полученной специальности.
Очевидно, что требуется комплексная работа всех заинтересованных сторон по формированию сознательного отношения в выборе профессии учащихся с ОВЗ.
Внедрением программы «Шаг в будущее» мы ставим цель способствовать формированию сознательного профессионального самоопределения выпускников с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями, с учётом склонностей, интересов, возможностей учащихся и рынка труда.
|
|