Проектная работа
Тема: «Ландшафтная архитектура пришкольного двора».
Презентация с материалами проекта размещена в разделе
"Творчество детей"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Школьный участок и его проблемы.
3. Школьный участок как экосистема.
4. Растительный и животный мир школьного участка.
5. Ландшафтный дизайн школьного участка (перспективный план).
5.1 Цветоводство (перспективный план)
5.1 Газоны
5.3 Деревья и кустарники.
6. Заключение.
7. Информационные ресурсы
8. Материальные ресурсы
9. Приложения.
9.1 Наши предложения по благоустройству школьного участка.
9.2 План расположения школы № 21 в городе Шарья
9.3 Фотографии школьного двора (апрель)
9.4 Варианты дизайна школьного двора (эскизы)
Тип проекта – практико-ориентированный, внутришкольный.
Цель (педагогическая) – формирование ключевых компетентностей учащихся в реализации принципа связи обучения с жизнью.
Цель (прагматическая) – используя коллективно-творческую деятельность учащихся, выполнить программу благоустройства и реконструкции школьного двора.
Актуальность проекта – учителя и учащиеся 21 школы очень любят свой город и родную школу, старейшую в городе. Мы мечтаем, чтобы наша школа стала визитной карточкой города.
Все, приезжающие в наш горд гости, держат свой путь мимо школы. Проблемы благоустройства школьного двора актуальны не первый год, именно поэтому в 2006 году разработан проект «Измени мир вокруг себя». Была проведена большая работа: убраны свалки мусора, вырублены старые деревья, разбиты новые цветочные клумбы. В этом учебном году работа на цветочных клумбах поручена нам , учащимся 8 классов. Своим проектом мы решили продолжить начатое в школе дело и максимально благоустроить школьный двор. Реализация проекта начнется во время школьной практики. Это будет наш подарок к юбилею любимого города.
1.Введение.
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
(французский поэт Жак Делиль)
Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.
В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, пода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно снизаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в своей работе ландшафтному архитектору.
Только в последние годы сложилось представление об искусственной среде, которая формируется в процессе урбанизации,— сложном организме со многими антропогенными компонентами, проявляющимися через факторы среды и через населяющих его жителей. Среда, сочетающая биогенные и антропогенные компоненты в одной системе, имеет и свои экологические закономерности.
В наше время ландшафтная архитектура все более и более тесно связывается с архитектурой, градостроительством, районной планировкой: все эти области в настоящее время занимаются изучением и регулированием особых процессов, каждый из которых обладает спецификой динамического развития. Комплекс этих процессов в значительной степени определяет особенности формирования среды в целом, поэтому деятельность в какой-либо из указанных областей вне связи с остальными немыслима.
Проблемы роста населения и всестороннего развития деятельности человека взаимосвязаны с процессами преобразования и развития среды; основным местом концентрированного взаимодействия этих процессов являются человеческое поселение и прилегающие к нему территории. Не случайно поэтому, что основные опыты улучшения среды средствами ландшафтной архитектуры, основной объем проектирования и строительства относятся к крупным и средним городским образованиям
Целесообразно учитывать наличие трех уровней рассмотрения взаимодействия природных факторов и городской среды.
Первый уровень рассмотрения закономерностей формирования среды городского поседения исходит из представления о среде города как элементе глобальной среды, связанном с нею разнообразными взаимными влияниями.
Так, растительность, окружающая город, испытывает с его стороны двоякое воздействие: непосредственное, когда растительность уничтожается для потребления городом или для расчистки территории в связи с изменением ее использования, и вторичное — через климат. Эпизодические изменения климата в городском окружении способны вызвать устойчивые изменения в состоянии и развитии растительности. Можно считать, что растительность испытывает неблагоприятное воздействие всех видов деятельности человека, происходящей в самом городе и его окружении. Даже специально охраняемые вблизи города участки растительности испытывают на себе подобное его влияние.
Второй уровень рассмотрения проблемы среды городского поселения составляет изучение состояния среды в пределах границ поселения. Среда города противопоставлена своему природному окружению. Природные ландшафты подвергнуты радикальному преобразованию, они стали неузнаваемы; введены новые архитектурно-градостроительные элементы, формирующие новую среду. Эта среда пока еще изучена частично. Так в архитектурной и градостроительной теории более или менее изучен вопрос о рельефе и силуэте города; однако рельеф как выражение геологической структуры города, как компонент, определяющий состояние остальных компонентов среды, рассматривается пока лишь в немногочисленных работах. Еще меньше разработана концепция, рассматривающая и самую застройку как изменение первоначальной рельефной подосновы города, как своеобразный «антропогенный рельеф» города.
Третий уровень рассмотрения городской среды — это, так сказать, точка зрения жителя города на его непосредственное окружение, рассмотрение «ячеек», формирующих целое городской среды. Этот уровень сравнительно более изучен, хотя бы, например, в аспекте народного жилища, в котором воплощен вековой опыт регулирования состояния «микросреды». Кроме того, современные исследования среды города начинались чаще всего «от частного», и в этой области также накоплен значительный материал. Этот аспект чрезвычайно важен, так как именно здесь поддаются лучше всего учету и оценке ощущения обитателя среды, индивидуума, ради которого в конце концов и существует город. Здесь происходит непосредственный контакт с разными типами окружения, определяющими смену состояний человека, ритм его жизни. Здесь становится равноценным участие природных и искусственных компонентов в формировании среды, и элементы природного ландшафта используются, так или иначе, в искусственной форме.
На всех трех уровнях при рассмотрении взаимодействия природных элементов с городом выявляются одни и те же закономерности:
· рельеф и застройка в равной мере являются основой, на которой формируются экологические связи в городской среде;
· климат и микроклимат, чутко воспринимая антропогенные воздействия, своим изменением определяют комфортность среды обитания человека;
· вода играет ведущую роль во всех процессах формирования и оздоровлении городской среды;
· растительность - надежное средство улучшения химического состава воздуха.
В области ландшафтного проектирования существует как бы своя типология: общая система озелененных территорий города; система озелененных территорий для загородного отдыха; проектирование отдельных элементов системы озеленения — парков городского типа и районного значения, бульваров, санитарно-защитных зон и многих других объектов.
Проектирование системы озелененных территорий города неразрывно связано с проектированием его генерального плана. При этом нужно отметить, что в настоящее время и объем, и содержание понятия «ландшафтное проектирование» города значительно возрастают. Помимо подробной проработки мер по преобразованию или восстановлению рельефа, по организации комплексной системы водных пространств и озелененных территорий, ландшафтное проектирование сегодня подразумевает и анализ территории будущей застройки, имеющий целью заранее наметить зоны охраняемого ландшафта и зоны, в различной степени подвергающиеся преобразованию. Кроне того, в генеральном плане намечается характер общей пространственной концепции, основой для которой служит взаимодействие элементов архитектуры и ландшафта, природного или искусственного», т. е. преобразованного человеком.
Таким образом, тщательная проработка системы городских озелененных территорий — одна из основных задач ландшафтной архитектуры, значение которой по мере расширения деятельности по строительству и реконструкции городов будет повышаться.
Специфический комплекс проблем встает перед ландшафтным архитектором в обширной области проектирования мест загородного отдыха; в особенности сложны и разнообразны эти проблемы в зонах влияния крупных городов.
Усилия ландшафтных архитекторов по-прежнему направлены на проектирование и строительство озелененных внутригородских территорий — именно они играют важнейшую роль в формировании своеобразного облика города. Внутригородские озелененные территории имеют и сложнейшую функциональную нагрузку. Поэтому внимание, уделяемое в проектной практике разработке городских парков и зон отдыха, вполне оправдано.
Цель обучения ландшафтному проектированию - выработать у школьника средовой, экологический подход к творчеству, создать правильное представление об эстетических и функциональных возможностях природных элементов.
2. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР и его проблемы.
Средняя школа №21 расположена на одной из центральных улиц города Шарьи – Октябрьская 17. Она окружена различными зданиями: южная сторона граничит с магазином «Октябрьский», северная – со зданием районной администрации, на западной стороне (задний двор школы) находится спортивная площадка, а на востоке параллельно фасаду здания школы проходит шоссе – одна из центральных дорог нашего города. Площадь участка приблизительно равна 1га 500 кв.м.
Хочется отметить, что рядом со школой расположены: краеведческий музей города Шарьи, городской центр досуга, здание почты, аптека. Таким образом наша школа находится в самом центре города, в самой «активной» его части. Такое расположение приносит нам немало проблем и отрицательно сказывается на экологической ситуации.
В школьном дворе происходит постоянное движение и парковка автомобилей. Зачастую машины стоят возле школы со включенными двигателями. В связи с чем идет постоянное загрязнение воздуха вредными для организма веществами (соли тяжелых металлов и др.). Администрация школы совместно с работниками ГИБДД установили знак, запрещающий парковку автомобилей в школьном дворе, но многие водители не соблюдают правил и игнорируют данный знак.
Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной городской среды. Школьные дворы должны находиться от проезжей части на расстоянии не менее чем 30 метров. В нашем случае эта норма не соблюдается и проезжая часть непосредственно примыкает к границе школьного участка.
Запрет курения во всех общественных местах, на пришкольном дворе, обеспечил бы нам свежесть воздуха и чистоту окружающего мира. На сегодняшний день считается нормальным курение на школьной лестнице, когда, может быть, 5 лет назад это строго запрещалось. Борьба с курением - это непрекращающееся сражение, которое мы все еще ведем. Богатство и рекламные возможности американской табачной индустрии делают курение серьезным врагом. Число старых курильщиков уменьшилось, но молодые люди, включая девушек, все еще попадают в ловушку этой вредной привычки. Мы не имеем права позволить себе проиграть это сражение.
Еще одна проблема – соседство с продовольственным магазином. Это выбрасываемый на школьном дворе мусор, окурки от сигарет, бумага, использованные упаковки, бутылки и т.д.
Мы считаем, что пора ужесточить меры административного наказания за загрязнение или засорение общественных мест.
Необходимо немедленное решение проблемы грязи и пыли в районе школьного двора. Уборка школьного участка должна осуществляется в соответствии с «Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка».
Но всем известно, что «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», а это значит начинать надо с воспитания чувства ответственности, уважения к труду
каждого учащегося школы от первоклассника до выпускника.
Необходимость решения проблемы экологии школьного двора и города Шарьи
возникли не только в этом году. Наша школа в течение многих лет работает в этом направлении. Каждый год в школе работает экологический отряд «Эконаз» (новое название «Зеленый парус-2»).На пришкольном участке в июне-августе проходят практику учащиеся 5-8 классов, где они знакомятся с многообразием и экологией растений и насекомых нашего края, проводят наблюдения, исследовательские работы, создают проекты по экологии города и школьного двора (« Проблемы экологии пришкольного участка», «Изменим мир вокруг нас» и др.)
Важным шагом экологического воспитания учащихся школы стало и принятие УС МОУ СОШ №21 «Положения о правилах поведения обучающихся МОУ СОШ №21 городского округа город Шарья Костромской области» (16 февраля 2008 года).
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей – все это в значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению различных заболеваний.
Поэтому наша цель: хотя бы на школьном участке создать и сохранять чистый, ухоженный, зеленый уголок, на который было бы приятно смотреть нам и всем прохожим и гостям нашего города.
3. ШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ЭКОСИСТЕМА.
Живые организмы и их неживое окружение неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую их среду в сложные экологические системы.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экология занимается отдельными особями, популяциями, сообществами и экосистемами, включающими сообщества и окружающую их среду. Экологи изучают, как среда влияет на живые организмы и как организмы воздействуют на среду.
Экология занимает значительное место среди других биологических дисциплин. Понятие «экология» распространено очень широко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из нас.
Экология, понимаемая как качество окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в социальную жизнь, влияет на внутреннюю политику государств.
В обществе растет беспокойство по поводу ухудшающегося состояния окружающей среды и начинает формироваться чувство ответственности за состояние природных систем Земли. Анализ всех принимаемых хозяйственных решений с точки зрения сохранения и улучшения качества окружающей среды стало абсолютно необходимым при разработке любых проектов освоения и преобразования территорий.
Таким образом, экосистема – это единая природная система, образованная живыми организмами и средой их обитания, в которой живые и неживые составляющие связаны между собой постоянным обменом вещества и энергии. Под экосистемой может иметься в виду как Земля в целом, так и более простые объекты. В нашем проекте мы в качестве экосистемы выбрали школьный участок как микро-экосистему нашего города.
4. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА.
На территории школьного двора произрастает 37 лип, 3 тополя, 5 кустов сирени, 6 акаций, 6 яблонь, 2 березы и большое количество декоративных кустарников (около 60 кустов)
На одного учащегося нашей школы приходит 0,06 дерева и 0,2кв.м кустарника. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50кв.м. зелёных насаждений.
Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5 - 6 м, между широколистными - 8-10 м. На нашем участке это сохранено. Известна роль зелёных насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участка на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 - 80 % аэрозолей и пыли.
Летом в школе проходит практика. Есть много направлений, и одно из них – работа на пришкольном участке. Эта бригада школьников ухаживает за растениями, кустарниками и клумбами. Для большей заинтересованности учеников в озеленении территории и самой школы необходимо провести ряд мероприятий, направленных на поощрение лучших экологов. Например, вручение путевок в летние оздоровительные лагеря, билетов на различные концерты и спектакли, ценных призов.
Животные в нашем школьном участке представлены не только обычными в естественных экосистемах видами (птицы: зяблики, горихвостки, трясогузки, славки; млекопитающие: полевки, но и особой группой животных – спутников человека. В ее составе – птицы (воробьи, скворцы, галки, голуби), грызуны (мыши) и насекомые (тараканы, муравьи, мухи и др.). Многие животные, связанные с человеком, питаются отбросами (галки, вороны, воробьи). Это – санитары города. Разложение органических отходов ускоряют личинки мух и другие животные и микроорганизмы
5. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА.
(перспективный план)
Красота это плод постоянного вдохновения,
Порожденного упорным трудом. (Делакруа)
Работа по оформлению школьного двора ведется поэтапно в течение трех лет.
В 2006 году на северную клумбу и газон была привезена земля для подъема и выравнивания рельефа данного участка, произведена обрезка деревьев и кустарников, оформлены цветники. В 2007 году проведена серьезная реконструкция школьного участка. Привезен торф и песок. Выполняя требования положения «О подготовке образовательных учреждений городского округа город Шарья к новому 2008-2009 году» №1532 (Территориальное управление федеральной службы по надзору) были спилены 5старых яблонь вдоль южного фасада школы, американский клен на заднем дворе школы, выкорчеваны кусты шиповника. Произведена обрезка кустарников, засеяны газоны, оформлен миксбордер вдоль северного фасада. Каждый год традиционно в школе проходит акция «Подари цветок на клумбу». Учащиеся с 1 по 8 классы выращивают рассаду различных цветочных растений.
В 2008 году учащиеся 8 «а», 8 «б», 10 классов продолжат работу по благоустройству школьного двора. Творческая группа учеников 8 «а» создали несколько вариантов дизайна школьного двора и благоустройства спортивной площадки.
Наш участок первоначально был оформлен в регулярном стиле. В его основе лежат строго геометрические построения аллей, дорожек, посадок и клумб.
В этом году будут реконструированы цветники северный - 96 кв. м., южный – 96 кв. м., сквер с бюстом О.Степановой (южный) – 150 кв.м., северный газон – 150 кв.м..
Планируется выровнять и засеять газонной травой южный сквер, на котором высадить цветочные культуры (группы и солитеры), продолжить оформление микс-бордера вдоль северного фасада, реконструкция цветника вдоль южного фасада
(оформление бордюра, рабаток), посев травы на южном газоне, посадка саженцев вишни, установка вазонов, посадка декоративных кустарников.
5.1 ЦВЕТОВОДСТВО.
Известно, что наш душевный комфорт в большей мере обеспечивает окружающая среда. Современный город, к сожалению, не способствует равновесию души. Как сделать городские улицы прекрасными и цветущими? Озеленение городов стало насущной необходимостью. Трудно переоценить ту роль, которую играют цветники в оформлении улиц: цветы делают их живыми, приветливыми, радостными. Цветы на улицах города дают нам то, чего больше не хватает современному городскому человеку – прикосновение к природе, глоток свежего воздуха среди выхлопных газов и пыли, островок естественной красоты между рукотворными ″достижениями цивилизации.
Цветы - украшение, фон, элемент декоративного покрытия и постоянные жители нашего участка. Без цветов не обойдется ни один земельный надел. Цветы действительно украшают участок.
Цветы требуют определенного тщательного ухода. Красота цветника зависит не только от сочетания растений по окраске, фактуре, высоте, времени цветения, но и от того, какие условия будут созданы для ухода. Каждый вид растений по-своему требователен к влаге, свету, почве. Одни нужно пересаживать весной, другие осенью. Каким-то растениям нужен частый полив, посаженным по соседству – воды требуется мало. Цветочных растений так много и они так разнообразны, что их разделяют по ряду признаков.
По продолжительности жизни все цветочные растения делятся на однолетники и многолетники. У однолетников жизненный цикл, т.е. период от посева до образования новых семян и полного отмирания, проходит за 6-7 месяцев. Неблагоприятный зимний период они переносят в виде семян.
Многолетники сохраняются зимой в виде корневищ, клубней, луковиц. Каждый год у них вырастает новые побеги. С третьего года жизнеспособность падает, цветение становится слабым, многие из них погибают.
Растения различаются и по отношению к теплу, свету и влаге. Теплолюбивые растения неприхотливы на юге, в условиях, когда лето короткое, тепла не хватает, необходимо выращивать их через рассаду. Холодостойкие и быстрорастущие растения можно высевать прямо в грунт, на постоянное место. Светолюбивые растения плохо растут при недостатке света и в тенистых местах, а тенелюбивые на солнце. Теневыносливые: Анютины глазки, Бегония, Василек, Мальва, Маргаритка, Незабудка, Табак душистый, Астильба, Барвинок, Водосбор, Ландыш, Нарцисс, Примула. Светолюбивые: Астра, Вербена, Гвоздика, Календула, Колокольчик, Ирис, Пион, Тюльпан, Львиный зев…
Потребность в воде у цветочных растений различная. Есть очень влаголюбивые растения, растущие у водоемов, много воды требуется и многолетникам, цветущим весной, таким как водосбор, купальница, ландыш, незабудки, папоротник… Другие растения, напротив, плохо переносят избыток влаги, они перестают расти, а иногда даже погибают: душистый горошек, петуния, очиток.
По высоте растения делятся на высокие, средние и низкие.
Перспективный план озеленения школьного цветника.
В 2008году для озеленения школьного цветника мы предлагаем следующие виды растений: ирисы, бархатцы, хоста, сальвия (шалфей), лобелия, аквилегия (водосбор), дельфиниум, лилейник, цинарария, живучка (аюга), лаватера, петуния. Среди названных растений есть однолетники и многолетники. Поэтому предлагаем использовать выше упомянутые виды растений для создания цветника в виде миксбордера. Для этого будет использован северный цветник школы.
Миксбордер – цветник, в котором многолетники и однолетники выращиваются совместно. В переводе с английского это слово звучит как "смешанный бордюр". Миксбордер – это сложный цветник, насыщенный растениями разных видов и жизненных форм. В миксбордерах могут быть использованы любые растения в любых цветовых и композиционных сочетаниях. Миксбордеры позволяют в полной степени оценить богатство растительного царства: разнообразную форму листьев, текстуру, широкую гамму окрасок цветков, обилие форм и сочетаний.
Главное в подборе растений для миксбордеров – группировка по высоте и срокам цветения. Необходимо, чтобы конец цветения одного вида приходился на начало цветения другого. Быстроразрастающиеся растения стараются не использовать, так как они вытесняют другие виды и цветник теряет свое декоративное значение.
Из многолетников для создания школьного миксбордера мы предлагаем следующие виды: ирисы , хоста, аквилегия (водосбор), дельфиниум, пионы. Однолетники будут представлены сальвией (шалфеем), лобелией, цинерарией и бархатцами, астрами. В литературе нет сведений об использовании бархатцев для создания миксбордеров. Но бархатцы являются неприхотливыми растениями и очень хорошо приспособлены к условиям школы.
Виды однолетников и многолетников, предлагаемых для создания миксбордера, их характеристика.
Живучка, или аюга – Ajuga.
Семейство Губоцветные – Lamiaceae.
Известна в культуре с 1653г., когда она впервые была представлена на лондонской выставке садоводства. Этот род насчитывает 50 однолетних и многолетних видов, широко распространенных в умеренных зонах Европы и Азии, но есть уроженцы Австралии, тропической Африки, Турции, Кавказа. Почти все они легко выращиваются и хорошо приспосабливаются к различным почвенным условиям.
Среди живучек встречаются растения вечнозеленые, полувечнозеленые, листопадные. Наиболее распространены в цветоводстве декоративнолиственные, почвопокровные многолетние аюги с ползучими, укореняющимися в пазухах листьев побегами-столонами. Аюга достаточно долго может расти на одном месте, не теряя декоративности. Она не подвержена израстанию, как многие почвопокровные (седумы, ясколки). Однако загущенные посадки возрастом от 3 лет выходят из-под снега несколько обмороженными, в то время как молодые зеленые розетки сохраняют ранней весной всю яркость и красоту бронзовых листьев. В любом случае не стоит огорчаться, осматривая посадки после зимы: под первыми лучами солнца с наступлением теплых дней растения очень быстро отрастают, восстанавливая свою декоративность на весь сезон. После цветения в середине мая у живучек идет бурный рост вегетативной массы, и на этот небольшой период времени листья тускнеют. На открытом месте взрослые посадки, образующие густой покров, вполне могут обходиться без воды 3-4 недели. Солнечных ожогов на листьях не наблюдается.
Наиболее часто в озеленении применяются следующие сорта живучки: Живучка елочковидная — A. Chamaecyparissus, Живучка женевская — A. Genevensis и Живучка ползучая — Ajuga reptans. Автор данной работы предлагает использовать в создании миксбордера такой сорт живучки, как "Шоколад Чип" (см. прилож. №4). "Шоколад Чип" ("Chocolate Chip") в Европе продается под названием Ajuga x tenorii 'Valfredda'. Отличается необычной узкой листвой с шоколадным оттенком. Формирует очень низкие коврики. Ярко-синие цветки собраны в невысокие цветоносы. Разрастается более медленно, чем другие сорта. Устойчив к болезням. Уход: необходимо регулярное удобрение весной. В сухую погоду обильный полив. Неповторимость живучки в том, что на фоне общей зелени и редкого серебра почвопокровных она создает нарядные красно-коричневые пятна. Для большей выразительности и яркости ковра целесообразно удалять соцветия, хотя они и не портят общего вида. Это, конечно, не относится к сортам с белыми и розовыми цветками, придающими растению особую прелесть.
Месторасположение и почва: это крайне неприхотливое почвопокровное способно расти в любых, даже самых неблагоприятных условиях — на ярком солнце и в полной тени, на легких сухих и тяжелых переувлажненных землях. Но все же предпочтительны скользящая тень и богатые гумусом, достаточно увлажненные суглинистые почвы. Вид отличается высокой морозо- и зимостойкостью, выдерживает весенние и позднеосенние заморозки, а также кратковременные понижения температуры до минус 8-10°.
Уход: необходимо регулярное удобрение весной. В сухую погоду обильный полив. Неповторимость живучки в том, что на фоне общей зелени и редкого серебра, почвопокровных она создает нарядные красно-коричневые пятна. Для большей выразительности и яркости ковра целесообразно удалять соцветия, хотя они и не портят общего вида. Это, конечно, не относится к сортам с белыми и розовыми цветками, придающими растению особую прелесть.
Водосбор – Aquilegia
Семейство Лютиковые – Ranunculaceae.
Род насчитывает около 120 видов, распространенных в основном в умеренных и горных областях Северного полушария. В культуру введено около 35 видов из Евразии и Северной Америки. Наиболее распространен в культуре A. x hybrida bort (В. гибридный). Водосбор гибридный представлен сортогруппами, чаще всего крупноцветковыми и длинношпорцевыми. Окраска цветков самая разнообразная – одно- или двухцветная. Он же предлагается автором для создания миксбордера, однако их можно высаживать и на хорошо освещенные места. Здесь растения несколько мельчают и слабеют, а период цветения укорачивается. Водосбор гибридный – засухоустойчив и морозостойкий вид. К условиям выращивания аквилегия не требовательна, хотя лучше развивается на умеренно влажных, легких и рыхлых, богатых гумусом и питательными веществами почвах. Перед созданием декоративных посадок желательно добавить перегной или компост, перекопав субстрат на глубину не менее 20см. Молодые растения зацветают на второй год, полного развития достигают на третий год. Все виды легко образуют гибридные формы при перекрестном опылении. Плотность посадки — 10—12 растений на 1 м3, в зависимости от их габитуса. Низкорослые формы сажают на расстоянии 25 см друг от друга, более высокие — до 40см. Уход: уход заключается в рыхлении и прополке. Очень отзывчива на поливы, но глубоко идущая корневая система у большинства видов позволяет ей успешно переносить и засуху. Партнеры: хорошо сочетаются с колокольчиками, баданом, ирисами, папоротниками и декоративными злаками, хостой, маком восточным.
Хоста, или функия – Hosta
Семейство Лилейных – Liliaceae.
Хосты – травянистые многолетники, главное достоинство которых – красивые листья. Их окраска у различных видов и сортов варьирует от зеленой и сизо – голубой до желтовато – золотистой с широкой гаммой оттенков. Колокольчатые цветки хосты также не лишены очарования, собранные в кистевидные соцветия. Несмотря на нежный и элегантный облик цветков хосты, ее все же выращивают из-за красивой листвы и оригинальной формы куста. Хосты универсальны и незаменимы для оформления практически всех типов миксбордеров. Предлагается два вида хост для школьно миксбордера – это Хоста гибридная и Х. волнистая. Местоположение и почва: хоста – растение тени и полутени. Влаголюбивы, но хорошо укоренившиеся экземпляры засухоустойчивы. При достаточном увлажнении хосты могут развиваться и на солнце. К почвам нетребовательны, но предпочитают гумусные суглинки. В пересадке не нуждаются многие годы. Расстояние при посадке 30-35см, но растения смотрятся хорошо (особенно крупные), если их расположить дальше друг о друга (60-80см).
Бархатцы – Tagetes L.
Семейство Сложноцветные – Asteraceae
Биологическая характеристика вида была дана выше (разд. 4.2 «Однолетники, использованные для озеленения школьного цветника весной-летом 2005 года»). Автор предлагает использовать для создания миксбордера такие сорта бархатцев, как "Кармен" (T. patula), "Тигер Айз" (T. patula) и "Гармония" (T. patula) и "Золотой призер" (T. patula). Сорт "Кармен" – это растение высотой до 30см. Цветки красно-коричневые с желтым центром. Посев на рассаду производится в марте, в открытый грунт высаживают в мае. Расстояние между растениями при посадке 15-20см. Может переносить легкое затенение.
"Гармония" – сорт с коричнево-красными цветками с золотистыми пятнами. Высота растения до 30см. Посев в открытый грунт в мае. На стадии двух настоящих листьев прореживают, оставляя между растениями 15-20см. Цветет с июля по октябрь.
"Тигер Айз" – сорт бархатцев высотой до 20см. Золотистая окраска цветков с темно-красными краевыми лепестками. Посев в открытый грунт в мае. На стадии двух настоящих листьев прореживают, оставляя между растениями 15-20см.
Сорт "Золотой призер" – растение высотой до 20см с золотисто-желтой окраской цветков. Посев на рассаду или прямо в грунт. Неприхотливы. Предпочитают солнечные места.
Цветут бархатцы начиная с июня и до первых заморозков.
Сальвия, или Шалфей – Salvia L.
Семейство Губоцветные – Lamiaceae.
Сальвия или шалфей - род однолетних, двулетних и многолетних трав или полукустарников семейства губоцветных, насчитывающий более 700 видов. Яркие цветки сальвии со шлемовидной верхней губой собраны в длинное колосовидное или метельчатое соцветие, возвышающееся над листьями. Самый известный шалфей лекарственный. Многие шалфей очень декоративны. В цветоводстве наиболее распространен Ш.блестящий. Этот эффектный "американец" с огненно-красными соцветиями в Европе выращивается в культуре с XIX века. Другие представители рода распространены значительно меньше. Правда, в последние годы в западноевропейских странах усилился интерес к шалфеям природной флоры с синими цветками. В отечественном цветоводстве ассортимент шалфеев, к сожалению, крайне беден.
Месторасположение и почва: большинство видов требуют солнечного местоположения. Многие виды засухоустойчивы. Лучшими почвами для них являются сухие, богатые известью, водопроницаемые, не слишком легкие.
Размножение: однолетние и двулетние виды сальвии размножают семенами, которые высевают весной и под зиму. Семена сальвии высевают в феврале — начале марта в ящики. Всходы обычно появляются на 10-15 день. Сеянцы пикируют дважды. В апреле их выносят в парники для закаливания. На постоянное место высаживают в начале июня, после окончания весенних заморозков, выдерживая расстояние между растениями 20-25см. Закаленная рассада пересадку переносит хорошо.
Использование: большинство шалфеев могут найти применение в озеленении. Шалфеи ярко-красный, мучнистый, зеленый, мутовчатый, клейкий, луговой и дубравный хороши в миксбордерах и группах. Их рыхлые соцветия не дают ярких цветовых пятен, однако разнообразие оттенков лилово-синей гаммы, крупные, живописные кусты, отличная сочетаемость с другими многолетниками позволяют успешно использовать эти виды в пейзажных композициях.
Для создания школьного миксбордера предлагаются следующие сорта шалфея: "Страта", "Голубой монарх" и "Виктория", относящиеся к одному виду шалфей мучнистый (S farinacea) с сине-голубыми или фиолетовыми цветками
Сорт "Страта" хорошо растет на солнечных местах, к почвам не требователен. Высота растений до 25-30см. Цветки серебристо-фиолетового цвета. Посев на рассаду в марте, в грунт – первая половина мая. Расстояние между растениями при посадке 20-25см. Цветет с середины августа до поздней осени.
"Голубой монарх" – более высокое растение. Его высота до 50см. Цветет с середины августа до поздней осени. Цветки сине-фиолетового цвета. Хорошо растет на солнечных местах, но может и в полутени. Посев на рассаду в марте (конец марта), в грунт – первая половина мая. Расстояние между растениями при посадке 20-25см. Цветет с середины августа до поздней осени.
"Виктория" – сорт с темно-синими цветками. Высота растений 35-40см. Хорошо растет на солнечных местах, к почвам не требовательны. Посев на рассаду в марте (конец марта), в грунт – первая половина мая. Расстояние между растениями при посадке 20-25см. Цветет с середины августа до поздней осени.
ИРИС (Iris)
Семейство Касатиковые – (Iridaceae).
Травянистые луковичные или корневищные многолетние растения семейства касатиковых (Iridaceae). В составе рода насчитывается около 250 видов, произрастающих в районах Северного полушария с умеренным и субтропическим климатом. В культуре открытого грунта используют некоторые виды ириса, сорта ириса гибридного, а также сорта, гибриды и садовые формы некоторых других групп садовых ирисов. Ирисы используют в миксбордерах, в групповых и бордюрных посадках, на альпийских гонках, на срезку и для выгонки. Ирисы выделяются высокими цветоносами, длинными мечевидными, линейными или серпообразными листьями и крупными цветками разнообразной окраски, обладающими сильным нежным ароматом. Растения данного рода прекрасно подходят для высадки на рабатках рядом с люпинами, маками и пионами, группами на газонах и по соседству с водоемами, красиво ирисы смотрятся и в срезке.
Ирисы следует высаживать на открытых солнечных местах, защищенных от холодных и сильных ветров (особенно высокие бородатые ирисы). Некоторые виды и их сорта (ирис сибирский, болотный) мирятся с небольшим затенением. Для ирисов подходит любая окультуренная почва, плодородная, достаточно-легкая (легкий суглинок), по кислотности близкая к нейтральной или слабокислой, хорошо дренированная. Растения не переносят застоя воды, часто выпревают во время весенних паводков, поэтому весной там, где посажены ирисы, нужно делать отводные канавки. Избыточное увлажнение почвы допустимо отчасти для сибирских и японских ирисов. Почву перед посадкой следует перекопать (на штык лопаты), тщательно выбрать корни и корневища многолетних сорняков. В качестве основного удобрения следует внести суперфосфат 80-100г на квадратный метр. Пересаживать ирисы можно ранней весной и в конце лета, примерно через 2-3 недели после окончания цветения, когда начинается активный рост корней. На одном месте ирисы хорошо растут 4-5 лет, а затем их нужно пересаживать.
Время цветения ирисов зависит от сорта и внешних условий но, в общем, приходится на первую половину лета.
Лобелия – Lobelia L.
Семейство Лобелиевые – Lobeliaceae
Лобелия использовалась в озеленении школьного участка летом В создании миксбордера предлагаемиспользовать следующие сорта лобелии: "Каскадная, белая", "Кристалл палас" и "Хрустальный дворец".
"Каскадная, белая" (Lobelia pendyla Cascade, White cascade) – очень красивое, нежное с белыми цветками растение. Предпочитает солнечные или полутенистые места. На рассаду высевают в конце февраля – начале марта. В грунт посадку проводят в мае после заморозков. Расстояние между растениями при посадке 10-15см. Время цветения с июня по октябрь.
"Кристалл палас" – это сорт с темно-синей окраской цветков. Высота растения 18-20см. На рассаду высевают в конце февраля – начале марта. В грунт посадку проводят в мае после заморозков. Расстояние между растениями при посадке 15см. Время цветения с июня по октябрь.
"Хрустальный дворец" (Lobelia erinus) по своей красоте ни чуть не уступает двум вышеупомянутым сортам лобелии. Высота растения 10см. Цветки имеют сине-фиолетовую окраску. Широко используется для окаймления цветников или посадки группами на переднем плане. На рассаду высевают в конце февраля – начале марта. В грунт посадку проводят в мае после заморозков. Расстояние между растениями при посадке 15-20см. Время цветения с июня по октябрь.
ЦИНЕРАРИЯ - (Cineraria L)
Семейство астровые (Asteraceae).
Травянистые многолетники или полукустарники, используемые как летники (в открытом грунте) и красивоцветущие горшечные растения.
В культуре следующие виды: Ц. Приморская (Cineraria maritime L), родом из Средиземноморья, теперь называется крестовник приморский (Senecio cineraria DC), в умеренном поясе выращивают в открытом грунте как летник, высота 10—30 см. Ценится благодаря своим очень декоративным листьям. В первый год жизни образует розетку перисто-разрезных серебристых опушенных листьев. Соцветия желтые, мало декоративные (их обычно обрезают, как только они появятся). Светолюбива, засухоустойчива, к почве нетребовательна, растет и в полутени, но на солнце листья бывают значительно красивее.
Размножается семенами, посев которых производят в начале февраля в ящики. В середине мая растения высаживают в грунт. Расстояние между растениями при посадке 15-20см. Применяют крестовник приморский во всевозможных цветниках, чаще всего как бордюрное растение вокруг посадок пестрых петуний, шалфея огненного, канн с бордовыми листьями, рядом с бархатцами. Прекрасно он растет в контейнерах и больших уличных вазонах.
Петуния – Petunia Juss.
Семейство Пасленовые – Solanaceae Juss.
В роде около 20 видов, распространенных в Бразилии и Аргентине. Многолетники. В культуре в качестве однолетника используется Петунья гибридная, на основе которой выведено множество сортов. Размножаются петуньи семенами и черенками. Семена высевают в ящики теплиц в конце марта. Рассаду высаживают в грунт в мае – июне. Петуния светолюбива и теплолюбива. Хорошо растет на открытых солнечных местах на любой, достаточно плодородной почве. Засухоустойчива, но может выносить сильное увлажнение почвы.
5.2 ГАЗОНЫ.
Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов.
Но газон на участке - не только элемент декоративного оформления. В жаркое время дня температура воздуха на газоне (на высоте корпуса человека) на 6-7 градусов ниже, чем на асфальтовом покрытии. Это происходит потому, что подстриженная трава интенсивнее испаряет влагу, повышает влажность земли и поэтому в целом улучшает микроклимат сада. Известно так же, что газон поглощает пыль и в значительной мере снижает уровень шума. Газон еще и «санитар» нашего участка: в слое дерна, образуемого корневой системой трав, быстрее минерализуются органические вещества, и это способствует очищению почвы от вредных микроорганизмов и сорняков.
Газон желательно засевать одним видом трав или соответственно виду почвы и назначению газона смесью из двух-трех видов злаковых трав. Для устройства устойчивого газона рекомендуют обычные смеси газонных трав, хотя некоторые специалисты советуют применять чистый посев мятника лугового.
Мятник луговой. На плодородных почвах и в солнечных местах наиболее устойчивый к вытаптыванию вид газонных растений. Он образует хорошо пронизанную корнями дернину. При скашивании или стравливании у него быстро образуются новые побеги. На плодородной почве растет быстрее, засухоустойчив, сохраняется на газонах годами. Оптимальная высота скашивания газона из мятника 4 см.
Овсяница красная – травянистое газонное растение, образующее многочисленные вегетативные побеги – отпрыски, нетребовательна, при хорошем удобрении может расти в сухих местах с тонким плодородным слоем как на солнце, так и в тени. Хорошо переносит вытаптывание и частое скашивание, образует густой газон. На гумусовых почвах устойчивость овсяницы красной слабее, чем у мятника лугового, а на песчаных – слабее
Райграс пастбищный – светолюбивое растение, требующее тяжелых плодородных почв. Хорошо переносит вытаптывание. При частом скашивании выпадает из травостоя через 2-4 года, всходы появляются очень быстро. Райграс пастбищный используют для периодических подсевов и создания газонов в короткий срок.
Полевица – растение для регулярно скашиваемых газонов. Образует травянистый покров серовато-зеленого цвета, малотребовательна к почвам и влаге. Хорошо растет на сухих почвах. Нередко она образует густую низкую, переносящую вытаптывание дернину.
Смеси газонных трав. Рекомендуется сеять мятник луговой доминирующим компонентом в смеси трав для спортивных газонов, а овсяницу красную для декоративных газонов. Очень хорошо смесь обеих газонов.
Сейчас в продаже появились разнообразные смеси газонных трав.
Необходимыми условиями для роста и развития травяного покрова является плодородие субстрата. Оно заключается не только в достаточном количестве питательных веществ, но в благоприятном соотношении воды и воздуха в субстрате. Избыточное увлажнение тоже неблагоприятно, поскольку вода может полностью вытеснить воздух, и корневые системы начнут «задыхаться». Поэтому за газоном требуется специальный уход и специальные инструменты.
На газоне красиво смотрится небольшая группа растений по 2-3 экземпляра одного вида (пионы, ирисы) или из сочетающихся между собой растений разных видов (хоста, астильба, примула ).
Одиночное среди газона растение называют солитером. На эту роль выбирается такое, какое обильно и долго цветет, сохраняет декоративность благодаря форме куста и листьев. На эту роль подойдут пион, ирис, люпин многолетний, ясенец, рудбекия, дельфиниум.
5.3 Деревья и кустарники.
Деревья, прелесть их - вот главное в саду.
Как много их у нас, деревьев самых разных,
Густых или сквозных, всегда разнообразных:
Вот это гибкостью своею тешит взгляд,
Другое – высится сурово, как солдат,
Одно – раскидистые ветви простирает,
Другое – на ветру трепещет и играет.
Лужайки, цветники и дорожки образуют нижний уровень. Над ними возвышаются древесные растения – деревья и кустарники, которые и создают вертикальную структуру сада. Зимой, когда травы и цветы скрыты под слоем снега, деревья не дают забыть, что перед вами сад, а не безжизненная пустыня.
Среди множества видов отдать предпочтение следует наиболее неприхотливым нетребовательным к почвам и уходу, теневыносливым и быстрорастущим породам. Конечно, не исключаются и медленнорастущие. В наших российских суровых условиях, когда снег держится примерно пять- шесть месяцев, а заморозков можно ждать и в мае, хвойные деревья часто создают основу. Высокая морозостойкость отличает все виды хвойных деревьев и кустарников, однако морозостойкость не означает неприхотливость. Как правило, хвойные породы плохо приживаются на новом месте, зимой крона хвойных может оседать и повреждаться под тяжестью снега. Хвойные кустарники ни в чем не уступают деревьям. Очень красив вечнозеленый можжевельник, низкорослая сосна горная, туя.
Без лиственных деревьев, сбрасывающих свой убор на зиму, невозможно представить себе наш школьный двор. Листва пожелтела и опала, ветки скованы инеем и гнутся под тяжестью снега, но с приходом весны появляются новые почки и зеленеют первые клейкие листики.
Береза – прекрасное, исключительно декоративное дерево. Удивительна неприхотливость, выносливость этого быстрорастущего дерева. Хочется сказать, что в березовом лесу с его чистым и насыщенным фитонцидами воздухом легко дышится.
Липа- долгожитель, медленно растущее дерево. Ценится душистым нектаром. Ботаническое название липы-тилиа кордата, что означает крылатая сердцевидная.
Вяз - морозостоек. Теневынослив. Засухоустойчив.
Тополь (китайский, берлинский, советский пирамидальный, черный) - морозостоек, засухоустойчив, светолюбив.
Кустарники практически лишены недостатков – почти все они цветут, занимают мало места. Вырастить кустарник и получить законченную композицию гораздо проще и быстрее, чем вырастить дерево. Кустарники редко болеют. Выращивание декоративных кустарников – интересное занятие. Заслуженной любовью в наших условиях пользуется сирень, айва японская, чубушник, гортензия мельчатая, спирея, снежноягодник.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе проектной работы мы пришли к выводу, что наш пришкольный участок нуждается в благоустройстве и модернизации. Не только школьный участок нуждается в перестройке, мы считаем, что необходимо пересмотреть систему экологического воспитания школьников.
Под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Надеемся, что вы по достоинству оцените наши предложения, внесенные в проектирование ландшафтной архитектуры пришкольного двора, и останетесь не равнодушны к нашей общей проблеме.
7. Информационные ресурсы
- Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000
- Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.
- Винокурова Н.Ф. Изучаем экологию родного города// Биология в школе. – 1990. - №3.
- Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М., Сиротин В.И. Природопользование. 10-11 класс: учебное пособие для учащихся. – М., 1994.
- Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991
- Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
- Камерилова Г.С. Экология города. – М., 1997.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.В. как учить экологию. – М. 1995.
Интернет-ресурсы.
8. Материальные ресурсы
1. Семена цветковых растений – 5-8кл. по 2 пакета (16 руб.)- 176 руб.
2. Опоры для растений – изогнутая проволока или половины гимн. обручей.
3. Рассада однолетних и многолетних цветов – добровольн. пожертвования
4. Вазоны (4 шт.)- помощь родителей.
5. Саженцы декоративных кустарников – спонсорская помощь
6. Саженцы вишни - спонсорская помощь
7. Смесь газонных трав – 280 руб.
8. Удобрения для подкормки цветочной рассады – 200руб.
9. Урны (3шт)- силами учащихся на уроках труда
10. Саженцы хвойных пород- 500руб.
9. Приложения.
9.1 наши предложения по благоустройству школьного участка.
1. Создать аллею выпускников, т.е. каждый класс при выпуске должен посадить свое дерево или кустарник.
2. Поощрение лучших экологов школы.
3. Создать мини-сад в классическом стиле на школьном участке.
3.1 Засеять газоны.
3.2 Посадить декоративные кустарники
3.3 Оформить бордюры, клумбы.
3.4 .Посадить на участке хвойные деревья (туя, многолетний можжевельник)
4. Построить беседку для отдыха во внутреннем дворе школы.
5. Обустроить спортивную площадку.
5.1 Натянуть волейбольную сетку.
5.2 Обустроить баскетбольные щиты.
5.3 Заасфальтировать беговые дорожки.
6. Оградить подъездные пути к школе шлагбаумами (профилактика терроризма и улучшение экологической ситуации).
7. Установить урны для мусора.
Предлагаемые эскизы дизайна школьного двора – это попытка максимально выразить наше творческое воображение, наши, возможно, и нереальные пока мечты и желания, но это искреннее желание видеть наш школьный двор светлым и радостным!
Один из очень простых и не затратных способов оформления небольшой клумбы для группы растений (одна из поверхностей автомобильных шин вырезается в виде треугольников – лепестков и выворачивается наружу); лепестки можно покрасить в любой цвет.