Что означает словосочетание «образовательный туризм»? Туризм – это когда человек посещает различные места, чтобы получить новый опыт и
впечатления, и многие люди именно этому и посвящают свою жизнь, изучая
различные территории. Образовательный туризм – это когда целью путешествия является не
только погружение в культуру и традиции других стран, но и личное образование. Сфера образовательного туризма
охватывает все образовательные области, представленные ФГОС дошкольного
образования.
Экскурсии и пешеходные прогулки – это одна
из традиционных форм организации образовательного процесса с детьми
дошкольного возраста. Основная ценность пешеходных образовательных маршрутов заключается
в том, что вместе со взрослым ребенок сам идет к объекту изучения и наблюдает
объект в его естественном или в созданном человеком окружении. Это
способствует дополнению и расширению знаний об окружающем мире, помогает глубже
познать закономерности развития и взаимодействие системы «общество – природа».
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают
окружающий мир во всем богатстве, красочности, способствуют развитию
любознательности, эстетических и нравственных чувств. Для ребенка дошкольного возраста дорога
до экскурсионного объекта – это уже событие, впечатления и опыт! Различные методические
приемы, используемые взрослым, должны быть нацелены на удовлетворение
потребностей детей в наглядности получаемых знаний и создании на основе этого
эмоционального образа. Это способствует восприятию экскурсии или прогулки как
события!
Примерная структура образовательного маршрута 1.
Предварительная беседа. 2.
Содержание экскурсии: -
дорога к объекту -
рассматривание внешнего вида объекта -
повторение и знакомство с правилами культуры поведения -
рассказ воспитателя -
проблемные вопросы -
подведение итогов (получение обратной связи от детей: рисунки, рассказы, схемы,
дидактические игры и т.д.)
Условия эффективности образовательного маршрута: - учет возрастных особенностей детей;
- благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)
- непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.
- естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «Малой Родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города
- продвижение от опыта к знанию.
- обязательное соблюдение мер безопасности.
 
Времена года
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова)
| презентацию для детей: https://www.youtube.com/watch?v=f-NPGqkcBkg Спросите ребенка, какое время года сейчас. Это будет определять последовательность шагов. Предлагаемый маршрут начинается с зимы. Вы можете поменять алгоритм прохождения шагов и выбрать удобный для себя темп прохождения маршрута. Рекомендуется каждый шаг рассматривать в течение нескольких вечеров, и возвращаться к отдельным, наиболее интересным моментам следующими вечерами. В диалоге с ребенком определите количество времен года и их последовательность. Постарайтесь вызвать у ребенка интерес к данной теме и предложите ее дальнейшее изучение. Стихи и картинки для рассматривания и заучивания: https://сезоны-года.рф/времена%20года%20для%20детей.html Загадки о временах года: Обязательно спросите детей, какие же особенности характерны для каждого времени года. | Осень
 | Золотая осень Предложите детям послушать рассказ про осень: http://www.youtube.com/watch?v=LSSsmreJU3s. Спросите, какие признаки осени дети запомнили. Нарисуйте наиболее понравившиеся моменты. Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы об осени: Сентябрь - http://www.youtube.com/watch?t=17&v=m87usI2orYc, Октябрь - http://www.youtube.com/watch?v=vxuC-E8Su6M, Ноябрь - http://www.youtube.com/watch?v=PooBVubzjiM Поговорите с детьми о приметах осени (похолодало, земля от заморозков стала твердой, заледенели лужи, листопад, иней на почве). Предложите детям презентацию «Почему желтеют и падают листья». Обсудите с детьми. https://prezentacii.org/prezentacii/detskie_prezentacii/22476-pochemu-padayut-list-ya.html Посмотреть вместе с детьми мультфильм: http://www.youtube.com/watch?v=1hrBnGsXfuw. Обсудите, что звери делают осенью и как готовятся к зиме. После просмотра мультфильмов можно поговорить с ребенком о характерных природных явлениях осени, например - листопад (деревья остались без листвы), и характерных признаках (пожелтевшая трава). Прочтите детям стихи:
http://deti.ledibashkirii.ru/stixi-pro-osen, Предложите выучить наизусть наиболее понравившиеся. Нарисуйте осенний лес. Подберите к рисункам те строчки стихов, которые к ним больше подходят. Обратите внимание ребенка на то, что осенью солнце уже греет не так сильно и нужно одеваться потеплей. А некоторые животные впадают в спячку, птицы же улетают в теплые края. Предложите ребенку нарисовать разноцветные листья или листопад и послушайте детские песни об осени: https://www.youtube.com/watch?v=RB--tOAi69A http://www.youtube.com/watch?v=JCt2JvCrOoE Обсудите с детьми, почему осень называют скучной порой. Проведите физкультминутку «Злая тучка»: http://www.youtube.com/watch?v=YX7dHJb1fz4 Загадайте загадки про осень: http://www.youtube.com/watch?v=ezdvmgrfsTE. Обратите внимание детей на наиболее точные, образные слова, использованные для описания осенней природы.
| Зима

| Белоснежная зима Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы о зиме: После
просмотра мультфильмов поговорите о характерных признаках зимы: снег,
сугробы, холодная погода, теплая одежда. После просмотра второго
мультфильма нужно объяснить ребенку, что зимой холодно, нужно одеваться
тепло, а если этого не сделать, то можно простудиться и заболеть. Также
можно поговорить с ребенком о зимних забавах: http://www.2mm.ru/dosug_malysh/724 Загадайте загадки: Не
забывайте о том, что в процессе отгадывания загадок дети должны
мотивировать свой ответ. Если ребенок правильно называет и правильно
объясняет отгадку, то это говорит о его умении сопоставлять описание с
реальным предметом или явлением. Помните, что загадывая детям загадки,
мы развивает у них слуховое внимание, быстроту мышления. Послушайте песни про зиму:
Познакомьте детей с произведениями русских поэтов о зиме:
возможно выучите понравившиеся строки. Обсудите,
какие образные слова используют авторы в своих произведениях. Обратите
внимание на то, как описывает снежинку К. Бальмонт в стихотворении
«Снежинка». Нарисуйте свои снежинки, подберите к ним строчки из
стихотворения. Рассмотрите картины русских художников о зиме:
Зима
в картинах русских художников - сказочное время безмятежного
великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным
одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу
пейзажи русской зимы. Обязательно обратитесь вместе с детьми к
сочинениям-описаниям, размещенным под каждой картиной. Напомните
детям, что с наступлением зимы мы ждем самый удивительный и волшебный
праздник – Новый год! Вспомните приятные семейные минуты этого праздника
и посмотрите следующий мультфильм:
http://www.youtube.com/watch?t=30&v=CvBNHJ9Xp4I Послушайте песенки про этот замечательный праздник:
Предложите детям послушать сказки:
Посмотрите вместе с ребятами документальный фильм «Дед Мороз приглашает в сказку»: (фильм длится более 18 минут, поэтому смотрите его в несколько приемов).
| Весна
 | Весна-красна Пришло время поговорить о весне. Можно посмотреть с ребенком мультфильмы об
этом времени года .
https://www.youtube.com/watch?v=Is_dADkEnCs Март https://www.youtube.com/watch?t=50&v=cXAKUfzogVs Апрель -https://www.youtube.com/watch?v=WhJ3RdpXJjk
Май- https://www.youtube.com/watch?v=wKjtvkqaW2A
После просмотра каждого мультфильма можно попросить ребенка назвать характерные признаки каждого месяца (солнышко начинает пригревать, на деревьях появляются почки, тает снег, текут ручьи, реки освобождаются ото льда..)
Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи о весне:
https://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post268217797
Прочитайте вместе с детьми рассказы русских писателей о весне:
www.deti.spb.ru/books/proza/vesna/
http://ruslita.ru/13-glavnaya/157- Выясните, о каких признаках весны идет речь, что дети узнали о птицах и
других животных. Как ведут себя растения весной. Предложите придумать рассказ
«Весна пришла».
Рассмотрите картины русских художников о весне.
https://сезоны-года.рф/картины%20весны.html Расскажите детям о том, что весна в картинах русских художников таит в себе
нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца,
отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к
солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей. Обязательно прочтите детям
сочинения-описания к наиболее понравившимся картинам.
Послушайте песенки о весне:
https://detskie-pesni.com/vremena-goda/vesna
Обсудите с детьми, что они узнали о весне. Предложите придумать красивую весеннюю сказку и
нарисовать иллюстрации к ней - получится замечательная книга, авторами
которой будете вы сами
|
|
Примерный тематический план образовательных маршрутов на год
(Направления развития старших дошкольников: познавательное, художественно - эстетическое, речевое, социально- коммуникативное, физическое) Тема экскурсии | Содержание экскурсии | Сроки проведения | «Вместе весело шагать» Путешествие по улице Ленина, Любимова, Советской, Соловьева
| Познакомить дошкольников с понятием «малой Родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением | сентябрь | «Ремесла Нейского края» Краеведческий музей | Приобщение к истории родного города, его культуре. Знакомство с народным бытом, традициями. По тематике выставок. | В течение года в зависимости от темы выставки | «Знаете ли вы Л.Толстого?"» Библиотека |
| сентябрь
| «С чего начинается город?» Станция Нея, Железнодорожный вокзал | Познакомить с общественным зданием, его назначением | Октябрь | «Много профессий разных на свете» Магазин | Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; | октябрь | «Если хочешь быть здоров» Аптека | Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; | октябрь | «Льется музыка» Музыкальная школа | Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. | октябрь | «Много профессий разных на свете» | Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; | Ноябрь | «Мы со спортом дружим!» Спортивная школа | Расширять представления детей о спортивной жизни города: спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием. познакомить детей со спортивной школой, мотивировать стремление заниматься спортом. | Ноябрь | «Много профессий разных на свете» Молокозавод | Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; | Март | «Много профессий разных на свете» Швейная фабрика | Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; | Март | «В гостях у карандаша и кисточки» Художественная школа | | март | «Цвет свой особый у каждого дела» Пожарная часть | Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; | апрель | «Друзья повсюду есть» Почта | Познакомить с назначением почты, расширять знания о труде почтальона их значении для жителей города и посёлка. | апрель | «Скоро в школу!» Школа | Знакомить со школой, с её кабинетами, мебелью, профессией учителя. Предметами необходимыми для учебы. | май | «Слава героям!» Экскурсия по улице Соловьева, к дому Героя Советского Союза Соловьева В.Е., к Мемориальному комплексу, посвященному 50 -летию Победы в ВОВ | Рассказать о подвигах героев - нейчан. | Май | «Этих дней не смолкнет слава» Памятник боевой славы на Привокзальной площади. | Познакомить с памятниками, рассказать о героизме людей | Май | Городской парк | По предложенным маршрутам | Июнь |
Тема, реализуемые в образовательном туризме образовательные области, содержание экскурсий может дополняться и изменяться с учетом сезона, проработанности темы.
ФОТООТЧЕТЫ
|