Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Наш современник, академик Д.С.Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле». Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый комплекс задач: это и знакомство детей с символами государства, развитие интереса с русским традициям и промыслам, любви и привязанности к семье и т.д.
Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений.
Актуальность проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции.
Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, знание о своем крае, – ребенок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние.
Нравственно -патриотическое воспитание в ДОУ:
- формирование нравственно-духовных особенностей личности;
- формирование чувства гордости за свою нацию;
- формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
- формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
- формирование представлений у детей о малой Родине, о ее историческом прошлом, о настоящем и будущем;
- изучение культурных традиций родного края;
- знакомство с его достопримечательностями;
- формирование чувства гордости за свой край;
- воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию.
Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом требований ФГОС ДО : - комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- использование необходимого и достаточного материала,
- введение культурных и региональных компонентов;
- построение развивающей предметно-пространственной среды ( отражение в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития).
В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором, искусством и музыкой; различными технологиями; знакомством с праздниками и проведение некоторых из них; знакомством жизнью православных святых и защитниках земли русской; знакомством с архитектурой, а также прослушивание колокольного звона, участие в конкурсах и фестивалях "Вилеемская звезда" на муниципальном и региональном уровне, олимпиадах; экскурсии в храм, в музей и на природу. Знакомство с достопримечательностями родного города , с символикой Российской Федерации, Костромской области и Нейского района.
Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей . В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. Перспектива дальнейшей работыКаждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги детского сада продолжат работу по духовно- нравственному и нравстивенно -патриотическому воспитанию. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме. Вывод Духовно-нравственное и нравственно - патриотическое воспитание является важным и неотъемлемым звеном формирования нравственных качеств ребенка. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и нравственно-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.
План мероприятий нравственно -патриотического и духовно-нравственного воспитания
в МДОУ детский сад №6 "Колокольчик" Дата проведения | Тема | Мероприятия |
Сентябрь |
Моя малая родина (семья, дом, детский сад) |
- беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?» - организация выставки детского творчества «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовёт»; - оформление альбома «Моя семья» (создание герба семьи, генеалогического древа); - организация коллективного труда детей и родителей в группе и на участке детского сада «День большой чистоты», «Неделя добрых дел»; | Октябрь |
Защитники земли Русской |
-беседы «Слава и гордость земли Русской», «Былинные богатыри – Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич»; - рассказывание по картине В. Васнецова «Богатыри»; - проведение спортивного досуга «Богатырский турнир»; - выставка детских работ «Любимые герои русских былин» - экскурсия в музей. | Ноябрь |
Моя Родина - Россия |
- оформление уголка «Наша Родина-Россия» (фотографии, рисунки, поделки, авторские рассказы и стихи); - карта России, рассказывающая о городах страны (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности), государственная символика (герб, флаг, гимн, портрет президента); - создание альбома «Мы разные, но мы вместе», о народах, населяющих нашу страну; - спортивный досуг «Игры народов России»; - праздник «Люблю тебя, моя Россия», приуроченный к Дню народного единства; | Декабрь |
|
- беседы «Что мы знаем о родном городе»; - оформление уголка «Мой родной город» (символика города, иллюстрации, фотоматериалы, карты города и микрорайона); - создание семейных альбомов «Любимые места родного города»; - выставки детских работ "Край родной", - досуг «Рождественский карнавал» (разучивание старинных танцев, хороводов, правил этикета). |
|
|
| Февраль |
Военная присяга |
- изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки»; - викторина «Что мы знаем о нашей армии»; - создание альбомов «Различные рода войск», «Когда мы едины - мы непобедимы»; - изготовление открыток и подарков папам и дедушкам к Дню защитника Отечества; - оформление выставки военной техники; - приглашение в гости военнослужащих, беседа об их нелегкой работе, изготовление открыток призывникам «Солдат, служи честно!»; - фотоконкурс «Есть такая профессия - Родину защищать»; - выставка детских художественных работ «От защитников богатырей до защитников наших дней»; - конкурс снежных построек «Военный городок»; - спортивный праздник «Хочется мальчишкам в армии служить»
| Март | Культура русского народа |
- беседы «В старину в Отечестве нашем…», «Поклонение женщине-матери, хранительнице семейного очага»; - изготовление атрибутов для игр «Маленькая хозяйка», «Мамины помощники»; - оформление альбома «Секреты бабушкиного сундука»; - создание мини-музея «Славянские ремёсла»; - разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен; - театрализованное представление «Широкая ярмарка»; - конкурс чтецов «Красны девицы и добры молодцы».
| Апрель |
Православные праздники и традиции |
- беседы «Традиции народных гуляний на пасхальной неделе», «Светлая Пасха»; - оформление уголка православия (создание альбомов «Православные храмы России», «Русская икона», изготовление пасхальных сувениров, игрушек-оберегов); - выставка народного костюма; - посещение Государственного музея истории религии; - родительское собрание «Ступени духовно-нравственного воспитания, рожденного временем на основе традиций культуры». | Май |
День Победы |
- создание в группе Уголока боевой славы; - беседы «Вставай, страна огромная…», «Они сражались за Родину», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»; - выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А. Пластов, К.Васильев); - слушание песен военно-патриотической тематики, просмотр диафильмов о войне «Маленький сержант», «Фронтовые письма»; - создание альбома «Победа была за нами»; - рассказывание из опыта «Как я был на параде»; - экскурсии к памятным местам, возложение цветов; - оформление экспозиции детских и совместных работ «Этих дней не смолкнет слава…»; - праздник «Поклонимся великим тем годам…»; - совместные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. |
Праздник
| Участие в конкурсе "Вифлеемская звезда" .jpg)
| Экскурсия в музей
|
|