Я - учитель, произношу будто впервые, и понимаю сколько в этих словах осознания ответственности и исключительности выбора, который я для себя сделала, а потому, - как важно соответствовать, постараться самореализоваться, чтобы оправдать свойственные для этой профессии заповеди, «сеять Разумное, Доброе, Вечное» … Да и как же надо постараться, чтобы посеять в каждом ребенке рациональное зерно, которое станет краеугольным камнем в фундаменте под названием «Жизнь». За красивыми, казалось, словами столько труда, терпения, бессонных ночей поисков и решений на этом тернистом пути «сеятеля».
А ведь когда-то я даже представить себе не могла, что свяжу свою жизнь с учительством, хотя, признаться, всегда с уважением относилась к людям этой профессии. Мне повезло, я с желанием училась и встретила на школьном пути много знающих и талантливых учителей. Толчком в выборе профессии стало обучение на занятиях в педагогическом классе профтехучилища нашего города. Затем обучение в Шарьинском педагогическом училище и в Костромском педагогическом университете. Я почувствовала, ощутила, что это «мое» и для «меня». И вот - я не только учитель, но и классный руководитель. Мои первые четыре второклассника сельской школы…
Теперь во многом будет зависеть и от меня, какими вырастут мои маленькие воспитанники. Это по-особенному ответственно, потому что требует раскрытия неимоверно большой любви. Прежде всего любви к детям: они, маленькие и пытливые, сразу замечают фальшь, которую никак не скроешь. Любовь к труду: думаю, что без ежедневных открытий, новых подходов и методик нет учителя. И, конечно же, любовь к жизни: учитель должен увидеть еле уловимую муравьиную тропку, услышать в шелесте листвы симфонию, радуга должна стать мостом, по которому с детьми можно пробежаться с востока на запад.
В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой первый педагогический принцип – узнать и использовать сильные стороны ученика, найдя в нем алмазную грань и помочь ей засиять. Вселить в ребенка уверенность, дать почувствовать свою ценность, развить самостоятельность, инициативу.
Второй мой принцип- надо научиться понимать и любить себя, тогда ты сможешь понять и полюбить ученика.
Третий мой принцип – это «никогда не сравнивать детей друг с другом». Не должно быть победителей и побеждённых, каждый ребёнок индивидуален. Ребёнка можно сравнить только с самим собой: «какой я был вчера, какой же я сегодня». Для меня главное, чтобы ребенок, уходя домой, желал встретиться со мной вновь. Каждый день ребенок должен уходить с победой. Один отгадал загадку, другой придумал рассказ, третий сочинил стихотворение. И если мои ребятишки работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это показатель успешности моего труда.
Четвертый принцип – это «треугольник отношений» (родитель – ребенок – педагог). Семья – первый учитель ребёнка. Родители – это помощники, наставники, советчики и хорошие товарищи своих детей. Именно при сотрудничестве учителя и родителей возникает эмоциональный положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Поэтому в своей работе большое значение я придаю вопросам семейного воспитания, поднимаю их на родительских собраниях, привлекаю родителей к активному участию школьных мероприятиях.
Я учитель. Я много читаю, часто сижу за компьютером в поисках какого- либо материала, и могу констатировать, что среди нас много педагогов, у которых есть чему поучиться. Меня привлекают статьи не только учителей - новаторов, но и психологов, ученых. Однажды я познакомилась со статьей кандидата педагогических наук Нины Скороходовой «Как научиться владеть классом» и пришла к выводу, что я на правильном пути. «Важнейшая функция учителя сегодня на уроке- это управление деятельностью учеников», - умозаключает психолог. Я совершенно с ней согласна.
Цель современного образования - не получение готового знания, а создание ребенком собственного знания, прожитого и прочувствованного. Одна из основ современной педагогической позиции - это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я». В своей педагогической деятельности я применяю личностно ориентированный подход. Цель его состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Актуальность этого подхода не вызывает сомнений. Обучение всех детей в классе по единым требованиям не позволяет каждому ребенку получить образование на уровне своих возможностей. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, «недополучает» знаний и умственной нагрузки. Личностно ориентированный подход и игровые технологии способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Игра – это среда, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. Опираясь на принцип индивидуализации в своей педагогической деятельности, я стремлюсь так организовать уроки, чтобы ребенок смог познавать самого себя, пробовал свои силы, учился взаимодействовать с другими людьми в процессе деятельности, приобретая бесценный жизненный опыт.
Сегодня школа выполняет государственный образовательный заказ с конкретно выраженными потребностями в образовании и воспитании молодого поколения с новым типом мышления, новым отношением к окружающему миру, способного решать общечеловеческие проблемы, на основе своих духовно-нравственных ценностей, которые должны составлять стержневую основу. Сложная задача образовательной системы России, сложнейшая для педагога! Передо мной стоит проблема воспитания человека, способного не только адаптироваться в реальной жизни, но и предвосхитить будущее нашего общества. Как педагог я должна не только защищать права ребенка, но и создавать такие условия, чтобы личность могла развиваться. Современная школа требует от учителя много: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности, и компетентности.
Сегодняшние школьники — это граждане современного и будущего мира-мегаполиса с его бешеным ритмом. Мне очень хочется быть уверенной в завтрашнем дне, знать, что дети, которых я учу, защищены и успешны. И только уверенность способствует успеху. Постоянная выработка навыков адаптации к социальной среде, правильная социализация, бесконфликтное общение в школе — вот тот курс, который я использую в своей деятельности. Работа в этом направлении безгранична, но для меня очень важно внутреннее развитие ребенка.
Просто преподнести жизненные ценности моим ученикам невозможно. Нет готового рецепта «воспитанности» или «гражданственности», так как основные качества закладываются в семье. Но своим личным примером возможно научить многому. Действительно, нужно пытаться воспитывать в детях уважительное отношение к другим, человечность, правдивость, гуманность. Я стараюсь наполнять души своих учеников светом разума и добра, потому что эти качества хочется видеть в детях в настоящем и будущем. Им жить в этом мире, поэтому так важно развивать у детей способность к моральному выбору, развить потребность быть Человеком!
Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку, формирует идеал человека сильного, волевого, независимого, успешного, лидера («Я могу, я сделаю, я достигну»). Проблемы воспитания существовали во все времена. Однако отечественную систему воспитания многие педагоги и психологи определяют, как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. Проблемы эти связаны с изменениями самого общества, с переосмыслением общественных ценностей. Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!»- вот их лозунг.
В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
Ребенок, играя в виртуальные игры, отдаляется от реальности, от общества, получая возможность быстрого овладения информацией, теряет возможность живого общения. Дети не умеют общаться, не умеют играть.
Возможно, что уход виртуальный мир связан с недостатком внимания и теплоты со стороны близких, семьи в мире реальном. Ребенок пытается восполнить пустоту. Родители большую часть времени проводят на работе, в заботе о материальном благосостоянии семьи, но при этом неизбежно теряют контакт с собственным ребенком. Ребенок страдает от недостатка теплоты, доверия, защищенности, которые так необходимы в процессе воспитания. Недостаток общения, прямого, тактильного, эмоционального контакта ребенка и взрослого – отрицательно влияют не только на эмоциональное развитие ребенка, но и на формирование его взглядов и убеждений. Перекладывая весь процесс воспитания на плечи обучающих учреждений, родители забывают, что именно они, их личный пример поведения в реальной жизни, их отношение к окружающей жизни, формирует у детей стереотипы поведения, которые не сможет изменить ни учитель, ни воспитатель. Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок- зеркальное отражение друг друга. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. В функции учителя входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает учителю.
Одной из важных учительских задач считаю помощь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей, учащимися и учителем. Учитель, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и учителем.
Учитель воспитывая личность, дает шанс ученику состояться как человеку, как личности.
Будучи учителем, нельзя не любить детей. И я люблю своих малышей. Люблю без каких-либо условий. В то же время я требовательна и справедлива, ведь все мои поступки, действия, примеры происходят в повседневной жизни на глазах у детей. А чтобы нести свою миссию достойно, нужно самой обладать лучшими человеческими качествами. Как же был прав Лев Толстой, когда говорил: «Чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, кого воспитываешь».
Настоящий учитель не только учит, он учится со своими учениками. «Обучать — значит вдвойне учиться», «уча детей, я учусь сама» ежедневно. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться.
Следовательно, миссия учителя намного шире требований, определяемых его профессией. Инновационный процесс, охвативший сегодня российское образование, захватил и меня. В своем желании понять, изучить и применить новое я буду настойчивой. Конечно, будут ошибки, трудности обязательно встретятся на моем пути, но я все преодолею. Начинаю с возможного и буду двигаться к цели. Не бывает легко тем, кто выбрал профессию учителя. Делать других людей успешными очень сложно, но что-то внутри меня подсказывает, что я с этим справлюсь.
Моя цель, как педагога – показать ребенку то, что он кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда. Для меня необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Для этого я строю свои режимные моменты так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно когда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником учебного - воспитательного процесса!