Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
  
Замещающая рамка рисунка: Наталья Целикова
  • Наталья Целикова
015.05.2011 19:10

Начнем наш с вами семинар с того, что сделаем некий эксперимент: Вы закроете глаза и представите то, что я вам сейчас скажу. А скажу я одно только слово: «собака». Какую собаку вы себе представили? (обмен мнениями). Все верно практически каждый из нас будет защищать свое мнение о четвероногом друге. В итоге, все будут правы: у каждого своя собака.

Так вот раньше существовала авторитарная педагогика, которая вырастила целые поколения педагогов, признающих лишь правоту своего видения мира. Насильственное программирование личности относится как к обучению, так и воспитанию. Во многих учебниках по педагогике сущность процесса обучения сводится к передаче знаний, передаче общественно-исторического опыта, что является нарушением одного из важнейших положений жизнедеятельности человека – опыт не передается. Передать можно идею опыта одного человека с тем, чтобы другой прошел свой собственный путь познания себя и окружающего мира. И только спустя некоторое время в педагогике появляется такое понятие, как «личностно-ориентированная педагогика», которая в какой-то мере заимствовано из психотерапии и отражает сущность нового отношения к характеру педагогической деятельности:

1.     идея некой психической стерильности или гигиены речи, действий, поступков, внешнего облика воспитателя, не наносящего психической травмы ребенку.

2.     идея о неповторимости и уникальности личности каждого человека.

Цель личностно-ориентированной педагогики – содействие ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, своей деятельности в обществе.

 Личностно-ориентированная педагогика оперирует следующими понятиями «индивид» «индивидуальность» «личность» и их следует разграничивать:

Индивид – человек в совокупности его биологических и психических свойств, имеет обусловленные природой особенности – генотип.

Личность – человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, их сочетание, которое данного человека отличает от других.

Таким образом, мы все с вами личности, только все же мы отличаемся друг от друга, что делает нас неповторимыми, т.е. индивидуальными.

В работе с детьми, прежде всего мы должны опираться на личностные и индивидуальные особенности, именно такой подход предполагает личностно-ориентированная педагогика.

   Что же включает в себя такое понятие, как личность? Поговорим о структуре личности:

1.     способности (индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности).

2.     темперамент (включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей).

3.     характер (содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей).

4.     волевые качества (личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей).

5.     эмоции (переживания)

6.     мотивация (побуждение к деятельности)

7.     социальные установки (убеждения в отношении других людей)

Для развития личности необходимо:
1.     Признание права ребенка на приобретение субъективного опыта и наличие собственного мнения, на самостоятельность в выборе способов познания мира, на развитие в своем темпе.
2.     не подавлять положительную «природу», которая заложена в ребенке с самого его рождения. Не подавлять инициативу и самостоятельное познание окружающего.
3.      ребенок должен реализовывать собственные устремления в активной и разнообразной деятельности.
4.     суметь организовать день так, чтобы ребенок сам ставил игровые и учебные задачи, а мы бы направляли его деятельность в нужное «русло» (принцип Я рядом с тобой и готов прийти на помощь в любую минуту), ребенок должен ощущать поддержку и слышать похвалу и объективную оценку достигнутого.
5.     взрослый умеючи наблюдает и анализирует динамику продвижения, личные приобретения, оценивает характер развития не по отношению к стандартному образцу программы, а по отношению к возможностям самого ребенка.
6.     взрослый создает предметно-развивающую среду, расширяет круг потенциальных контактов ребенка.

 

15.05.2011 19:10
  
Замещающая рамка рисунка: Наталья Целикова
  • Наталья Целикова
015.05.2011 19:07

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает кто он: мальчик или девочка. Но он еще не знает каким содержанием должны быть наполнены эти слова. Мы, взрослые, сознательно или бессознательно не обучаем ребенка его половой роли, учим, что значит быть мальчиком или девочкой. (пример) – действие родительских установок на роль.

Под руководством взрослых, через подражание ребенок учится быть мальчиком или девочкой – расхождение с установкой. Ориентация на ценности своего пола начинается с семьи.

Подражание, как положительному образцу, так и отрицательному (негативу).

Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. Культивировать в ребенке мужчину или женщину.

Особая тема для родительских раздумий – детская влюблённость.

Ребенок начинает много говорить о предмете своих переживаний, даже иногда плохо спит, ожидает с волнением встреч.

Реакция родителей:

1.     исключена ирония

2.     исключено снисходительное высокомерие (как это так…)

3.     исключение подогревания детской влюбленности (любишь…)

Рекомендации:

Уважение к чувствам ребенка и нейтральная реакция на них.

От детской влюбленности надо отличать интеллектуальные разговоры о любви, женитьбе, деторождении. Это нормальный познавательный интерес к обыденной жизни людей, межличностным отношениям мужчины и женщины. Его необходимо удовлетворять. Порциально т.е. постепенно давать ребенку ту информацию, которую он запрашивает.

Образ тела. Повышенная чувствительность рецепторов кожи, слизистых вызывает стремление к нежности. За этим не кроется никаких отклонений, скорее наоборот. Их отсутствие говорит о недоразвитии эмоциональной сферы или каких-то ее нарушениях. Данная ситуация типична у чрезмерно строгих, серьезных, морализирующих родителей. Как результат – высокая напряженность ребенка, агрессия, боязнь быть отвергнутым, заниженная самооценка (в дошкольном возрасте адекватная самооценка – завышенная).

Онанизм. Компенсация недостатка любви и ласки.

Родители панически боятся онанизма. Усиление строгости, чрезмерного контроля только усиливают его. Это может повлиять на сексуальную ориентацию (пример).

Существует связь между онанизмом и едой.

Чаще всего плохо едят дети с общей нервной ослабленостью, с пониженным весом, нежной, чувствительной кожей. У таких детей легко возникают спазм, рвота, тошнота. Если их кормить насильно… то происходит активизация генитальной сферы.

Интерес к половым органам.

1.     нельзя бросаться в крайности.

2.     сексуальные вопросы – обсуждение с ребенком вопросов пола должно носить доверительный характер, но это не значит, что необходимо выложить ребенку весь свой запас сведений.

 

Мальчик и девочка два разных мира

В эволюции борется две противоположные тенденции:

Необходимость сохранять то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству.

Необходимость прогресса, поиска и изменений. Т.е. борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого.

Женское начало, ориентировано на сохранение, на выживание.

Мужское начало, на прогресс.

  В природе количество потомков зависит от того, сколько их может произвести женщина. Гибель большого числа мужчин не отразится на популяции. Природа бережет женский пол.

Мужчина будет менять ситуацию, а женщина к ней приспосабливаться.

Мальчики

Позже говорить, раньше ходить

Требуется пространство

Задают вопросы на информацию

(а чем мы будем заниматься?)

Долго входят в деятельность

 

Поисковая активность, не интересует тщательность и аккуратность

Активизируется мозг при неприятных ощущениях

Прием информации, в первые 30 секунд.

Девочки

Наоборот

Наоборот

Задают вопросы на установление контакта

Быстро набирают активность в деятельности

Тщательность, аккуратность, хорошо выполняют шаблонные задания

Активизируется мозг при приятном пушистом предмете

Важен сам процесс общения.

 

 

Почти все профессии возникали, как мужские, а женщины доводили процесс до совершенства.

  

 

15.05.2011 19:07