Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
SharePoint

МАОУ Лицей № 20 г. Костромы

Skip Navigation LinksВзаимоотношения участников образовательного процесса

Назад


Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни.

Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,

не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,

вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.

Януш Корчак

(выдающийся польский педагог, писатель).



В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.
В основании классификаций лежит тот или иной
ведущий признак:
 

1.    По субъекту и объект-субъекту: личность-личность; коллектив – коллектив.
2.    По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.
3.    По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.
4.     По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.
5.    По степени управляемости: управляемое, полууправляемое.
6.    По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.
7.    По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека.
8.  Продуктивное взаимодействие приносит удовлетворённость, приводит к откровенности, искренности, открытости.
9.  Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.

Модели взаимодействия участников
образовательного процесса:
 

1)      Ребёнок – ребёнок:

  • свободно общается  со сверстниками;
  • приобщается к элементарным общепринятым  нормам и правилам            взаимоотношения со сверстниками;
  • развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;
  • само выражается  через  совместную творческую деятельность;
  • учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
  • учится договариваться, разрешать  конфликтные ситуации.

2)      Родитель – ребёнок:

  • признание прав и свобод ребёнка,
  • сотрудничество, сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  • гибкое введение ограничений.

3)        Педагог - ребёнок:

  • признание ценности личности ребёнка;
  • признание уникальности – индивидуальности личности ребёнка: выявление и развитие способностей ребёнка;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;
  • ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалоговое взаимодействие с ребёнком;
  • актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
  • активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
  • создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
  • ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореал-ию ребёнка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

4)        Педагог - родитель:                                         

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребёнке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  
  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.

5)        Педагог – педагог - администрация:

  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
  • эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
  • демократичность в общении;
  • сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных партнёров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;
  • учёт  личностных и профессиональных качеств участников;
  • проявление  участниками гибкости в конфликтных ситуациях.

Эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи: 

1.              1.        Интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;

  1. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая  всех в непрерывный процесс саморазвития.

В том числе,

- для детей: приобретение социального опыта повысит  качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимых навыков;  
      
      - для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения,  постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами,  детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий,используя  ИКТ;  осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
   
     - для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; инновационное дошкольное учреждение; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счёт общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

       - для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.​

img13.jpg​​