Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических и культурных контактов, а также совершенствование системы народного образования РФ на современном этапе требуют нового подхода к преподаванию иностранного языка. Этот процесс должен учитывать изменившуюся мотивацию учащихся, многие из которых ощущают практическую потребность в знании языка и предъявляют повышенные требования к его преподаванию. Мало того, современные дидактические методики связывают с изучением языка решение целого ряда задач, которые выходят за рамки собственно языковой практики. Необходимо обеспечить такую организацию учебного процесса, при которой развивалась бы не только языковая база учащихся, но и их интеллектуальные, познавательные способности, эмоции и чувства, готовность к общению в диалоге культур. Задачу перехода от традиционных методов преподавания к обучению в рамках межкультурной дидактики призвана решать каникулярная лингвистическая школа.
Социальный заказ формируется ещё и под влиянием требований к выпускникам школ, поступающих в высшие учебные заведения: из четырёх предметов, необходимых для поступления, ЕГЭ по иностранному языку требуется на 2/3 существующих специальностей. По данным анкетирования 94 учащихся 10-х классов 61 выбрали ЕГЭ по иностранному языку.
Проблемы:
1. Несоответствие учебного плана уровню требований к углублённому знанию иностранных языков.
2. Снижение мотивации к изучению иностранных языков в среднем звене.
3. Подготовка учащихся к выполнению разноуровневых заданий дифференцированных зачетов, конкурсов, олимпиад, ЕГЭ.
Цель:
· создание условий для углубления знаний учащихся по иностранным языкам и повышения мотивации к предмету во внеурочной деятельности.
Задачи:
· организация работы лингвистической каникулярной школы для учащихся 6-11 классов (режим работы, формирование языковых групп и команды педагогов, питание, финансирование и т. д.);
· создание программы повышения лингвистической компетенции учащихся;
· разработка и использование индивидуальных образовательных маршрутов.
Целевые группы проекта:
Учащиеся 6-11 классов – 120 человек (по желанию детей и родителей).
Учителя иностранных языков – 12 человек.
Ключевая идея проекта:
· создание лингвистической каникулярной школы на базе МОУ гимназии №15 г. Костромы для реализации программ внеурочной деятельности учащихся по иностранным языкам.
Виды деятельности:
Организационная деятельность:
· информирование родителей и учащихся о лингвистической школе;
· формирование групп учащихся;
· определение педагогического состава лингвошколы;
· утверждение расписания занятий и режима питания;
· составление сметы расходов;
· установление социального партнёрства;
· создание нормативно-правовой деятельности школы;
· приобретение необходимого оборудования для лингвошколы.
Учебно-развивающая деятельность:
· создание обучающих программ по иностранным языкам;
· разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых учащихся;
· создание творческих групп по интересам учащихся.
Досуговая деятельность:
· разработка и реализация мероприятий;
· реализация школьной программы здоровья на время каникул .
Информационно – аналитическая деятельность:
· освещение работы лингвошколы;
· мониторинг результативности работы лингвошколы;
· анализ удовлетворённости педагогов и учащихся работой лингвошколы.
Этапы проекта:
· Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2010г.
· Деятельностный этап – 1-3 ноября 2010г.
· Обобщающий этап – 5-12 ноября 2010г.
План мероприятий:
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Организационная деятельность Заседание Совета школы и кафедры иностранных языков |
сентябрь |
Зам. директора по УВР, рук кафедры ин. яз. |
Родительские собрания |
октябрь |
Зам. директора по УВР, рук. кафедры, Кл. рук. |
Формирование групп учащихся |
сентябрь-октябрь |
Зам. директора поУВР,рук. кафедры, учителя ин. яз. |
Оформление документации по лингвошколе (нормативно – правовая база, смета, питание, , план работы, режим работы и др.) |
сентябрь |
Зам. директора поУВР,рук. кафедры, учителя ин. яз |
Приобретение необходимого оборудования |
октябрь |
Зам. директора поУВР,рук. кафедры, учителя ин. яз |
Учебно-развивающая деятельность:
Работа по программам развития видов речевой деятельности( монолог, диалог, аудирование, чтение, перевод и др.) |
ноябрь |
Зам. директора поУВР,рук. кафедры, учителя ин. яз |
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся:
· Викторины по страноведению, по зарубежной литературе, по грамматике;
· конкурсы на лучшего чтеца, переводчика, журналиста, на лучшую газету, буклет;
· презентации проектов с использованием ИКТ становедческого направления( «Культурные столицы мира», «музеи Европы», «Города Англии Германии, Франции», «Кострома – Аахен, Доль, Дарем – города – побратимы», «Великие люди Великобритании, Германии, Франции и России»;
· литературно – музыкальный салон «Искусство Европы»;
· ежедневная акция «Час без русского языка»;
· виртуальные путешествия по странам Европы с использованием Интернет – ресурсов. |
ноябрь |
Зам. директора поУВР,рук. кафедры, учителя ин. |
Информационно – аналитическая деятельность:
· Оформление тематических газет;
· анкетирование учащихся с целью определения результативности работы школы;
· анкетирование учащихся, педагогов, родителей с целью выявления степени удовлетворённости работой школы. |
ноябрь |
Зам. директора поУВР,рук кафедры, учителя ин. |
Результаты проекта:
· вовлечение 120 учащихся 6-11 классов в учебно-досуговую деятельность;
· расширение, углубление и закрепление знаний иностранных языков (проектные работы, компьютерные презентации, работа в сети Интернет);
· повышение мотивации к изучению иностранных языков (мониторинг по окончании занятий, анкетирование).
Перспективы дальнейшего развития проекта:
-
проведение каникулярной лингвистической школы может стать традиционным;
· занятия в лингвошколе могут проводиться на базе школы также и в весенние каникулы;
· возможно проведение загородного лингвистического лагеря на базе БЭЦ «Следово»;
· привлечение для работы в лингвошколе студентов факультета иностранных языков и студентов-волонтёров, носителей языка.
Риски:
· недостаток кадров (привлечение студентов выпускных курсов);
· недостаточное финансирование (корректировка расписания работы лингвошколы, например, отказ от питания или отказ в финансировании Благотворительного фонда МОУ гимназии №15).
Бюджет проекта:
№ |
Наименование мероприятий или статьи бюджета |
Сумма, руб. |
1 |
Приобретение канцтоваров |
2000 |
2 |
Материальное поощрение лучших учащихся |
1200 |
3 |
Питание учащихся |
1800 |
Мониторинг оценки результатов проекта:
№ |
Критерий оценки процесса реализации проекта |
Показатель реализации |
Индикатор |
1 |
Выполнение мероприятий, утвержденных на каждом этапе реализации проекта |
Срок реализации |
Выполнение |
Полученный результат |
Наличие результата |
2 |
Финансирование мероприятий |
Соответствие фактического финансирования запланированному |
% финансирования от требуемого |
Критерии эффективности проекта:
· увеличение количества учащихся, участвующих в проекте (в процентах от общего количества учеников школы);
· увеличение количества партнеров (образовательных, социальных), принимающих участие в проекте и поддерживающих его;
· доли учащихся 6-11 классов во внеурочной деятельности, олимпиадах по иностранным языкам, Дне науки;
· увеличение ИКТ - проектов, выполненных учащимися;
· удовлетворенность участников (учащихся, педагогов, родителей) участием в проекте.
В каникулярной лингвострановедческой школе закрепляются учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-коммуникативные навыки и умения.
Коммуникативная направленность занятий и мероприятий в лагере, связь с реальными речевыми ситуациями, развитие общеучебных умений, творческий и игровой характер способствуют повышению уровня мотивации к изучению немецкого языка.