Обсуждение проекта решения

сетевого методического объединения учителей русского языка

«Пути повышения эффективности работы педагога при подготовке учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»

 

Цель: определение путей повышения эффективности работы учителей русского языка общеобразовательных учреждений  города Костромы при подготовке учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации.

 

 

1.       Проблемы (организационные, методические, психологические и др.), возникающие  при подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку в новой форме

 

1.1.              Организационные

·      Основной организационной и психологической проблемой, на наш взгляд, является неопределенность с выбором модели новой формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов.

·      Место проведения экзамена (в своих школах или в других)?

·      Обучение учащихся оформлению экзаменационных бланков.

·      Обеспеченность методическими пособиями и контрольно-измерительными материалами

·      При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию подробного и сжатого изложения, сочинения-рассуждения в 2-х вариантах и  к выполнению тестовой части.  При этом специальных часов для такой работы, особенно со слабыми учащимися, программой по русскому языку не предусмотрено. Считаем, что часов достаточно.

·      Недостаточное количество книгоиздательской продукции по новой форме ГИА модели 2008-2009 года.

·      Затруднения в организации уроков с применением ИКТ, направленных на подготовку  к новой форме  ГИА, в связи с невозможностью обеспечить каждого учащегося  рабочим местом в компьютерном  классе. Нет специальных пособий.

1.2.              Методические

·      Обучение учителей, работающих в 9-х классах, форме проведения экзамена.

·      Провести консультации для учителей, читающих тексты изложений.

·      Обобщить опыт учителей по подготовке к ГИА в 9-х классах.

·      Система работы над сочинениями на лингвистическую тему.

·      вызывает затруднение создание сочинений на лингвистическую тему, т.к. в традиционных учебниках русского языка не уделялось внимания функциям знаков препинания  (кроме учебника Разумовской М.М. для 9 кл. §4)

·      Выработка единых методических требований к подготовке задания уровня С. Непонятно.

·      Отсутствие четких методических рекомендаций по работе над сжатым изложением. Объём сжатия текста изложения.

1.3.              Психологические

  • Большой объём работы (изложение, два тестовых уровня, сочинение);

 

2.       Повышение эффективности работы педагога с разными по уровню (сильными, средними, слабыми) группами учащихся 9-х классов при подготовке к ГИА

1.       Необходимо обеспечить учителя учебно-методической  базой для проведения дифференцированной работы. 

2.       Невозможно  эффективно  проводить  работу с сильными, средними и слабыми учениками на одном уроке. Для слабых учащихся нужно проводить дополнительные консультации.

3.       Для повышения эффективности работы педагога с разными по уровню группами учащихся 9-х классов предлагаем:

·      при объяснении теоретических тем, вынесенных в экзаменационную работу, использовать формулировки экзаменационных заданий

·      вводить комплексные задания на уроке;

·      для «слабых» учащихся предлагать алгоритмы к выполнению заданий;

·      объяснять материал (например, по сжатию текста) первоначально на простых текстах;

·      вводить уроки анализа типичных ошибок.

4.       Проведение индивидуальных консультации и факультативных занятий

5.       Использовать дифференцированный подход к разным по уровню группам учащихся.

6.       Увеличить количество часов на групповой тренинг при наличии разноуровневых методических пособий.

3.       Помощь, необходимая педагогу со стороны руководителей общеобразовательных учреждений

·      Выделение дополнительных часов (на элективные курсы, кружковые занятия, консультации)  для подготовки к ГИА.

·      В связи   с изменением формы сдачи экзамена и возрастанием ответственности  учителя за его результат   рассмотреть вопрос об увеличении  оплаты  труда учителей в части проверки ученических работ.

·      Ходатайствовать  о   рассмотрении вопроса  о возможности деления учащихся  9-х классов  на уроках  подготовки  к  новой форме ГИА  по русскому языку на группы. Абсолютно согласны !

4.       Помощь, необходимая педагогу со стороны методической и психологической службы общеобразовательного учреждения

·     Разработать банк аналитических, нормативно-правовых, учебно-методических, учебно-тренировочных материалов по ГИА в новой форме

·      Педагогу необходима помощь городской методической службы в плане проведения курсов, семинаров, направленных на освоение методики написания творческих работ уровня С, выработки общих подходов к пониманию критериев оценки сочинений.

·      Психологические службы образовательных учреждений должны внести в план своей работы консультирование родителей, учеников и педагогов, психологические тренинги по снятию тревожности.

 

5.       Помощь, необходимая педагогу со стороны городской методической службы (МБУ ГЦОКО)

  • Ознакомить всех учителей русского языка с содержанием экзамена по русскому языку в 9 кл., организовать практическое обучение учителей, выпускающих 9-е классы. Организовать обмен опытом по определенным темам, которые представлены в экзаменационной работе. Выпускать информационный бюллетень.
  • Создать «банк» методических приемов, методическую копилку.
  • Своевременная информация по вопросам подготовки к экзаменам со стороны ЦОКО, обеспечение КИМами.
  • Проведение консультаций. Организация взаимопосещения открытых уроков.
  • Оказать помощь в обеспечении ОУ методической литературой для эффективной подготовки учащихся к сдаче экзамена в новой форме

·      Составить сборник методических рекомендаций «Из опыта работы. Подготовка выпускников  9 классов к ГИА по русскому языку в новой форме».

·      Издать сборники тренировочных вариантов экзаменационных работ, составленных учителями города и  сборник образцов творческих работ учащихся, в особенности сжатого изложения, сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по фрагменту текста.

·      Сетевое взаимодействие МО общеобразовательных учреждений города.

6.       Создание рациональных взаимоотношений в треугольнике «родитель – ученик - учитель»?

  • Регулярно информировать родителей об экзамене: через родительские собрания: в начале учебного года, по результатам полугодия (2 четверти), через индивидуальные консультации.
  • Организация родительского всеобуча, проведение родительских собраний по знакомству с новыми требованиями к итоговой аттестации в 9 классе; изучению нормативно-правовых документов, целей и содержания, особенностей проведения  ГИА в новой форме, разъяснять родителям необходимость поддержки и помощи подготовки к ГИА.
  • Ознакомление родителей с итогами сдачи экзамена выпускниками предыдущего учебного года; доведение до сведения результатов мониторинговых работ.
  • Рекомендации школьного психолога учащимся и их родителям при подготовке к ГИА.
  • Личные встречи и беседы с родителями слабо мотивированных учащихся, размещению на школьном сайте информации для родителей, рекомендаций по подготовке детей к экзамену, демоверсий.
  • Индивидуальная работа с родителями.
  • Привлечение к решению проблем родительского комитета класса.