Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

 Организация образовательного процесса

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Руководствуясь этими принципами, педагогический коллектив учреждения осуществлял образовательно - воспитательную работу, реализуя и параллельно проектируя образовательную программу ДОУ на основе федеральных государственных требований. С учетом ФГОС ДО создавалась модель образовательного пространства в дошкольном учреждении.

Согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014г.) ведущими направлениями содержания образовательной программы, реализуемой в ДОУ, выступают образовательные области:

·        физическое развитие,

·        познавательное развитие,

-   речевое развитие,

·        социально-коммуникативное развитие,

·        художественно-эстетическое развитие.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчерки­вается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов Рос­сии, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравст­венностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Наш современник, академик Д.С.Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле». Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

ПРС12.jpg

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый комплекс задач: это и знакомство детей с символами государства, разви­тие интереса с русским традициям и промыслам, любви и привязанности к семье и т.д. В целях организации интерактивного сотрудничества с родительским коллективом мы дополнили стенд «Россия. Волга. Кострома», который отражает историю, геральдику, символику как нашего государства, так и края. На стенде имеется информационный материал из серии «Возьми с собой», который предлагает родителям ознакомиться вместе с детьми с историей родного государства и края, прочитать стихи о Родине, о Костроме, узнать о некоторых интересных фактах из истории страны и возникновения символики.

Сотрудничество с костромскими музеями оказывает большую помощь в реализации задач этого направления. Традиционными являются посещения нашими детьми костромского планетария – Звездного Дома, - во время проведения тематической недели, посвященной Дню космонавтики, гостинной Снегурочки в канун Нового года.

Проведение торжественного утренника под руко­водством музыкального руководителя Л.Л. Ивановой, посвященного Дню По­беды,  предшествует экскурсии к Мемориальному комплексу «Вечный огонь» с возложением цветов.

Организация тематических выставок в Музее дошкольного учреждения способствует развитию познавательных интересов у детей, попол­нению знаний об окружающем и предметном мире.

Базой для реализации любой образовательной программы является осуществ­ление задачи укрепления физического здоровья ребенка, формирования основ двигательной культуры.

Поставленную задачу по укреплению здоровья детей в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливающих процедур совместно с семьей мы реализуем, используя различные методики закаливания и массажа:

  • точечный,
  • массаж ушной раковины,
  • массаж и гимнастика для глаз.

Прием детей в соответствии с погодными условиями осуществляется на открытом воздухе; в течение дня (согласно распорядку) дети гуляют на воздухе. В соответствии с режимом дня и расписанием занятий в ДОУ функционирует комната для занятий по физической культуре. В групповых помещениях для детей оборудованы центры двигательной активности с соответствующим инвентарем, играми и в течение всего дня дошкольники имеют возможность удовлетворять потребность в двигательной активности.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Примером такого сотрудничества, помимо регулярных семейных спортивных состязаний, можно считать реализацию долгосрочного проекта  «Валеологическая газета «БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!» воспитателем группы «Гномики» Вет­ровой Е.Ю.. В регулярных выпусках газеты затрагиваются различные проблемы здоровья, физического и психического развития ребенка, питания, его душевного комфорта.

Модель организации образовательного процесса

          Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.

          Решение образовательных задач в рамках модели совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (НОД: не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (ОД в РМ). Реализация последней модели предполагает одновременное выполнение функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.

          В соответствие с данными требованиями, а также с учетом вида, категории, условий учреждения, в Детском саду № 56 города Костромы разработана модель организации образовательного процесса

Учебный план

Примерный перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности (НОД) детского сада №56 города Костромы (Учебный план) определяет максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации основной образовательной программы.

Содержание примерного перечня основных видов НОД обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие. Продолжительность учебного года составляет 32 учебные недели. Продолжительность занятий в соответствии с возрастом от 10 до 30 минут, перерыв между занятиями не менее 10 минут.

В структуре примерного перечня непосредственно образовательной деятельности выделяется инвариантная и вариативная часть.

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы детского сада №56 города Костромы, реализующего примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство».

Инвариантная часть Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельную деятельность детей;
  • Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, реализуется через непосредственно образовательную деятельность, а также другие формы совместной деятельности педагога с детьми.

В инвариантной части предусмотрено:

  • Для детей младшего возраста – 10 НОД (150 мин) в неделюIMG_7209.JPG
  • Для детей среднего возраста – 10,5 НОД (210 мин) в неделю
  • Для детей старшего возраста – 12 НОД (300 мин) в неделю
  • Для детей подготовительной к школе группы  – 14 НОД (390 мин) в неделю

Вариативная часть Программы – часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

  • Видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • Специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Вариативная часть реализуется через работу кружков, секций и студий в следующем временном объеме:

    • Вторая младшая группа – 1 НОД (15 мин) в неделю;
    • Средняя группа             - 1,5 НОД (30 мин) в неделю;
    • Старшая группа – 2 НОД (50 мин) в неделю;
    • Подготовительная группа – 3 НОД (90 мин) в неделю.

Максимальная нагрузка воспитанников соответствует нормативам, обозначенным в СанПиН2.4.1. 2660-10. Общий объём образовательной нагрузки непосредственно образовательной деятельности в неделю следующий:

возрастная группаинвариантная частьвариативная частьобщий объем образовательной нагрузки в неделю
кол-во

время

(мин)

кол-во

время

(мин)

кол-во

время

(мин)

2-я младшая1015011511165
средняя10,521024012250
старшая1332525015375
подготовительная к школе1442039017510

 

Цель составления примерного перечня основных видов НОД - оптимизация педагогического процесса в рамках современного образования, достигаемая через определение интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок для воспитанников каждой возрастной группы в течение недели.

График осуществления НОД (циклограмма на неделю) представлен  ЗДЕСЬ​