Быстрякова Татьяна Евгеньевна
Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Костромской области
Эл.почта:sokolova.ml@adm44.ru Телефон/факс: 8 (4942) 47-00-12
| Телефон: 53-51-32
Адрес: 156006, Костромская область, город Кострома, ул.Садовая, дом 7Прием граждан: по средам с 18.00
Инспектор по делам несовершеннолетних по детскому саду № 7 г. Костромы -Мышакина Ольга Валентиновна
|
Функции инспектора по охране прав детства выполняет Шурова Ольга Валерьевна музыкальный руководитель, стаж работы - 15 лет.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Нормативные основы защиты прав детстваК основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:– Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:– на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании». Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение». В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: -обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).Уголовный кодекс предусматривает ответственность:- за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).Семейный Кодекс РФ гарантирует:- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);- меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);- немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении –подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.Реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения,- права на охрану жизни и здоровья,- защиту его права на образование,- права на игру,- права на сохранение своей индивидуальности.- Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. - Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.Нарушением прав ребенка можно считать:- Лишение свободы движения.- Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).-Применение физического насилия к ребенку.-Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)-Угрозы в адрес ребенка.-Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.-Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.-Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.-Право ребенка на жизнь и здоровье. Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».- Право ребенка на игру. «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.- Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.- Право ребенка на образование. Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование.
Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса Приказ о назначении Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
Государственный доклад "О положении детей, и семей, имеющих детей"
Отчет по анкетированию "Защита прав и достоинств ребёнка".
План работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса на 2021 - 2022 учебный год.pdf
Архив документов
|