Лекция Миновской А.В. (к.п.н., доцент)
Деятельность учителя и ученика в программированном обучении.
Программированное обучение - это управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной последовательности.
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скинер предложил построить учебный процесс в соответствии с психологическими знаниями о нем (опираясь на учение И.П. Павлова и теорию бихевиоризма). Из них вытекают три закона научения:
Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает.
Закон упражнений: чем чаще появляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.
Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном специфическом состоянии.
Система программированного обучения тесно связана с идеями кибернетики — науки об оптимально организованном процессе управления деятельностью. Перенесенные на почву учебного процесса идеи кибернетики удачно стыкуются и с идеями и методами психологической теории поэтапного формирования умственной деятельности и с методиками алгоритмической организации учебной деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда и др.).
Главным понятием является обучающая программа - это последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или умений. Микроэтап или шаг программы состоит из трех частей:
- предъявление дозы учебной информации;
- задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению.
- контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Целевые ориентиры программированного обучения:
1.Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
2. Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Принципы программированного обучения:
1.Определенная иерархия управляющих устройств. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог, управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему, индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения.
2.Принцип обратной связи. Педагогу обратная связь необходима для коррекции учебного материала, а учащемуся для его понимания. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Обратная связь, при которой воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения или педагогом, называется внешней.
3. Принцип осуществления шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала, что позволяет достичь общепонятности обучающей программы. В состав шага включены три взаимосвязанных звена (кадра): информация, операция с обратной связью и контроль
4. Принцип индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
5. Принцип использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки.
Виды обучающих программ:
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. Их создатель Н. Краудер говорил, что дозы учебного материала должны быть достаточно большими, поскольку усвоение зависит не от безошибочного пути мелкими шагами, а от глубокого и всестороннего анализа содержания.
Вторая их особенность состоит в новой форме контроля - выборочном ответе ученика: ученик выбирает правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки, и он получает указание работать с одной из программ в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту. Третьей особенностью является ветвление шагов учения.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям. Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются путем использования специальных технических средств, в частности компьютера, работающих по программе поиска режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащихся представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Достоинства программированного обучения:
ü Увеличивается информационная емкость обучения. В единицу времени усваивается на 60-70% больше полезной информации, а в лучших образцах – до 80-100 %.
ü Усиливается индивидуализация обучения: каждый работает в приемлемом для него темпе, может необходимое количество раз возвращаться к ключевому материалу, в программах каждому даются индивидуальные пояснения допущенных ошибок, предлагается соответствующий инструктивный и вспомогательный материал.
ü Существует оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал — обучающийся») Она обеспечивает обучение самоконтролю и коррекции учебной деятельности, формируется конструктивное мышление.
Ограничения программированного обучения:
o целесообразно не на всяком материале. Малопригоден эмоционально-образный, описательный, целостный по характеру материал, поскольку дробление затрудняет восприятие и усвоение целостности.
o система менее эффективна в воспитательном плане по сравнению с традиционной: ведущие мировоззренческие идеи теряются при строгом (без повторений) изложении информации, снижается непосредственное влияние личности преподавателя, возможности живого общения с ним, контакты между учениками минимальны.
o слабо развиваются творческая активность и самостоятельность, умение выдвигать гипотезу, искать новые решения, поскольку составители программ, ориентируясь на самостоятельную работу обучаемых, вынуждены снимать многие трудности, облегчать усвоение. В противном случае обучающиеся не смогут по такой программе работать сами. Но такое обучение слабо развивает творческий потенциал личности.
В целях компенсации ограничений программированного обучения можно привносить в него эвристические элементы, внедрять элементы игр, дискуссий, споров, в дополнение к изучению программ проводить отдельные лекции, конференции и т. д. Современные мультимедийные системы позволяют вводить видеоряд, видеофрагменты, динамичные схемы, фонозаписи, конструировать электронные учебные пособия. Речь идет о системе программированного обучения, обогащенной элементами и подходами других типов обучения.