УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБУ ГЦОКО
Т.Н. Скачкова
«02» сентября 2010 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММАМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В системе дополнительного образования детей разрабатываются и реализуются образовательные программы, которые должны соответствовать Примерным требованиям к их содержанию и оформлению (письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).
Требования всем известны, но не все им следуют в силу различных обстоятельств. Возможно, к более продуктивному следованию этим требованиям приведет понимание их задач. На наш взгляд главная задача примерных требований состоит не в унифицикации творческой индивидуальности педагога, а в том, чтобы придать программе такую структуру, которая, позволит, ярче выявить оригинальность программы и создаст возможность объективно сравнивать между собой различные по своей тематике работы.
В своих методических рекомендациях мы попытались раскрыть содержание каждого структурного элемента программы, изложенного в требованиях и, надеемся, что это облегчит работу педагогам над созданием своей образовательной программы.
Нормативно-правовой аспект.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Основные и дополнительные общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), согласно пункту 1 статьи 17 Закона.
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (статья 26 Закона).
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
· в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
· в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
· интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
· воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российском Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
· достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
· соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
· направленностям дополнительных образовательных программ определяемых в приложении к приказу Минобразования России от 03.05.2000 г. №1276 по состоянию на 18 октября 2006 года «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»: научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную; художественно-эстетическую; туристско-краеведческую; эколого-биологическую; военно-патриотическую; социально-педагогическую; культурологическую; естественнонаучную.
· современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и г. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:
· создание условий для развития личности ребенка;
· развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
· профилактику асоциального поведения;
· создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
· целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
· укрепление психического и физического здоровья детей;
· взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Классификация дополнительных образовательных программ.
Образовательные программы дополнительного образования детей подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.
Примерная (типовая) программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в качестве примерной по той или иной направленности дополнительного образования.
Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом, с целью решения какой - либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведет педагога неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно – педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.
Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она создается педагогом (или коллективом педагогов). Это может быть программа либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам.
По форме содержания и организации процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.
Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое.
· программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, музыкальные, спортивные и т.д.);
· программы детских объединений с разносторонней подготовкой, к какой - либо деятельности по профессии;
· программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным областям;
Интегрированные программы объединяют в целое области основного и дополнительного образования.
Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков могут входить в интегрированные и комплексные программы.
Сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ.
Технология разработки дополнительных образовательных программ.
Программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы.
1. Титульный лист - это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация. Объем занимаемой информации составляет 1 страницу.
Титульный лист включает следующие элементы:
· Полное наименование образовательного учреждения, где реализуется программа.
· Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа (согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения, соответственно ставится подпись председателя педагогического (методического) совета, указывается номер и дата протокола совета);
· Название дополнительной образовательной программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием).
· Срок реализации дополнительной образовательной программы.
· Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа.
· Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы.
· Название населенного пункта.
· Год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка – это авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемой программы, заявка на оригинальность работы. Значит, пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней отсутствовали общие рассуждения о полезности программы для развития детей, а четко были формулировались цель и задачи, новизна программы, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Важно здесь отметить, в чем выражаются авторские "изюминки" программы, которые делают ее оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для дополнительного образования в целом.
Структура пояснительной записки:
· направленность дополнительной образовательной программы (кратко в один абзац, но аргументировано обосновать принадлежность программы к данной направленности, а если программа, находиться на "стыке" двух и более направленностей , то обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии целей и задач.
· новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы (необходимо раскрыть, чей заказ выполняет программа, в чем она актуальна для личности, для местного сообщества и для государства через цитирование федеральных нормативных документов, программных выступлений руководителей государства, концепций по различным направлениям деятельности, а так же необходимо научно обосновать концептуальные основы осуществления образовательного процесса по программе со ссылкой на тех или иных авторов, занимающихся разработкой педагогической концепции, которая реализуется в программе. Объем информации – 1,5-2 стр.);
· цель и задачи дополнительной образовательной программы (Формулировка цели и задач программы - ключевой элемент пояснительной записки. Важно не смешивать цель и задачи, а также избежать повторов в формулировках. Для этого необходимо понять, что цель образовательной программы – это зафиксированный конечный результат, который согласно Закону охватывает аспекты обучения, воспитания и развития ребенка в целом. Но цель программы для разных категорий воспитанников может быть своя особенная, т.е. цели в программе могут быть разноуровневыми.
Задачи - это результаты разных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации и измерению. Первый вариант задачи – это ступеньки лестницы, ведущие к достижению цели. Второй вариант задачи – это лучи солнца, отражающие все направления действий педагога по достижению поставленной цели. И в первом и во втором вариантах, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, конкретны, достижимы, измеряемы, но при этом постараться описать задачи таким образом, чтобы в них прослеживались оригинальность авторского подхода и новизна. Объем информации 0,5 стр.)
· отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ (важная часть пояснительной записки, т.к. отличия всегда конкретны и являются сжатой детализацией новизны и оригинальности, поэтому, описывая отличия, следует исходить из личного опыта реализации программы и знаний о других программах; отличия могут быть выражены в:
· постановке образовательных задач,
· построение учебно-тематического плана,
· содержании занятий,
· особенностях замысла программы, ее вариативности,
· особенностях построения и организации образовательного процесса (блочный, модульный принцип, линейная или концентрическая логика)
· отличительных особенностях от программ дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, программам профессиональной подготовки,
· использовании уникальных техник и методик,
· особенностях, занимаемого место программы в этой направленности.
Объем информации не более 0,5 стр.)
Остальные части пояснительной записки (возраст детей, участвующих в реализации этой программы, сроки ее реализации, формы и режим занятий), носят "технический характер" их перечисление обычно не вызывает проблем. Необходимо следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будут включено в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.
· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы (указываются возрастные особенности детей, и обосновывается, что именно для этой возрастной категории программа наиболее приемлема и интересна. Объем информации не более 0,5 стр.)
· сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) (указываются сроки реализации программы, может быть включена краткая характеристика этапов программы их названия; объем информации 0,5 стр.)
· формы и режим занятий (формы перечисляются, указывается частота занятий в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами для каждой возрастной категории, года обучение и т.д., объем информации 0,5 стр.)
· ожидаемые результаты и способы их проверки (знания, умения, навыки, психологический аспект развития ребенка) (В этом разделе часто встречаются неточности в описании. Чтобы их избежать, надо ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами. Если сформулирована какая-либо задача, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения, значит, что задачи были сформулированы приблизительно. Ожидаемые результаты – это реализованные задачи, поставленные в программе.
Способы отслеживания результатов. В системе общего среднего образования процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется путем выставления отметок по пятибалльной шкале. В дополнительном образовании детей единообразного способа отслеживания образовательных результатов нет, т.к. нет, образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый "уровень обученности". Поэтому для каждой образовательной программы необходимо разработать свой способ отслеживания образовательных результатов.
Предметом отслеживания образовательных результатов или оценивания могут быть: набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, набор общеучебных навыков, компетенций, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы; перечень важнейших личностных качеств, отношений, ценностей, которые формируются у ребенка за период его обучения. Необходимо так же определить уровень каждого измеряемого показателя у разных детей (минимальный, максимальный). Отсюда можно сделать вывод о том, как тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу. Объем информации 1-2 стр.)
· формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) (перечень форм в соотнесении с этапами, можно представить в виде таблицы: формы и сроки подведения итогов. Объем информации 0,5 стр.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. (Учебно-тематический плана программы выполняется в табличном виде, куда включается перечень разделов программы, разделенных на темы, с указанием теоретических и практических часов, отведенных на каждый раздел и каждую тему (не путать с поурочным планом). Завершив написание программы, проверьте совпадение тем на соотвествие в учебно-тематическом плане и в содержании программы. Объем информации 1-2 стр.)
4. Содержание дополнительной образовательной программы, которое раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). (Это раздел занимает, как правило, значительный объем, поэтому необходимо кратко, и в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Информация делиться на краткие предложения, отражающие суть, в них не следует использовать сложные обороты речи. Главная задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы можно было представить, что осваивают дети на занятиях по программе, т.е., если это теоретическое занятие, должно быть вполне ясно, какие знания в ходе его получают дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия. Объем информации 5-7 стр.)
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; формы подведения итогов по каждой теме или разделу. (Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) программы, приемов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам – все эти компоненты передают "дух" педагогического творчества, придают наглядность по раскрытию особенностей работы при реализации программы и ее "изюминки".
Варианты описания раздела.
1 вариант: по темам содержания описать формы работы, средства, материалы и дать рекомендации по проведению каждой темы.
2 вариант: таблица по графам – название раздела и темы, формы, перечень материалов и оборудования, список литературы для детей и отдельно прописать рекомендации по проведению базовых форм.
В разделе также можно представить перечень нормативных документов для сдачи контрольных нормативов по программе или привести контрольные нормативы в соответствии с принятыми требованиями.
Может быть описана система воспитательной работы или формы организации досуга и методические рекомендации по их проведению.
Объем информации 5-7 стр.)
6. Список литературы. (Заключительный раздел программы. Авторы программ относятся к этому разделу поверхностно, оформляют список литературы, не соблюдая стандартов, а "как получиться". Между тем существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии. Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).
Более точные сведения можно получить в любой ближайшей библиотеке.
Приводимую литературу необходимо разделить на несколько разделов:
литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса;
для педагогов;
для обучающихся;
для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).
Возможно, три последних раздела списка поместить в раздел методическое обеспечение программы. Объем информации 1-2 стр.)