Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Лекция Миновской О.В.

 

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название метода сократической беседы. Учитель постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика. По пути познания. Сократические беседы проводились с одним или несколькими школьниками.

Первый вид коллективной организации обучения – догматическое обучение – был распространен в средние века. Для него характерно писание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности было слушание и механическое заучивание.

На смену догматическому учению пришло объяснительно-иллюстративное обучение (сообщающее, репродуктивное). Его методологической основой стала теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вида учения является Я.А. Коменской. Данный вид обучения широко подвергался критике, хотя до сих пор занимает большое место в школе. Поэтому нам важно увидеть его достоинства и недостатки для современного процесса обучения.

Основой классно-урочной системы и объяснительно-иллюстративного обучения стала ассоциативная теория обучения, оформившаяся в XVII в. Ее методологические основания были разработаны Дж.Локком, который и предложил термин "ассоциация". Основными принципами этой теории являются следующие:

üмеханизмом любого акта учения является ассоциация;

üвсякое обучение своим основанием имеет наглядность, т.е. опирается на чувственное познание, поэтому основная задача учебной деятельности – обогащение сознания обучающегося образами и представлениями;

ü    наглядные образы важны не сами по себе: они необходимы постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения;

ü    основной метод ассоциативного обучения — упражнение.

Исследования ХХ века (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, Ю.А.Самарин, Е.Н.Кабанова-Меллер и др.) показали, что ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления об условно-рефлекторной деятельности головного мозга. Их суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных. Объединение ассоциаций в системы (формирование интеллекта) происходит в результате аналитико-синтетической деятельности, совершаемой познающим субъектом.

В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы: а) восприятие учебного материала; б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; в) запоминание и сохранение в памяти; г) применение усвоенного в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

а) формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

б) подача учебного материала в определенной последовательности;

в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

г) применение знаний на практике.

Говоря о достоинствах и недостатках, следует указать, что как и всякая система обучения, сообщающее обучение имеет специфические цели, содержание, методы. Ряд общих задач обучения весьма успешно решается именно с его помощью. Но некоторые другие задачи, и притом важные, эта система решает неполно или вовсе не решает.

Достоинства:

I. Цель сообщающего обучения — обогащение личности познающего знанием передаваемых в готовом виде фактов, оценок, законов, принципов, методов и приемов деятельности в типичных ситуациях. Средствами усвоения информации и готовых образцов через деятельность служат рассказ, объяснение, чтение текстов, демонстрации и иллюстрации, упражнения, решение типовых задач. На этой основе становится возможным в сжатом, концентрированном виде путем отбора для изучения наиболее характерных, типичных фактов с выделением главного передавать большой объем накопленного человечеством опыта. Во власти обучающего сделать изложение строго логичным, последовательным, эмоциональным, насыщенным, а систему образцов и упражнений — достаточной для овладения деятельностью в типовых ситуациях.

II. Объяснительно-иллюстративное обучение эффективно способствует развитию восприятия, памяти, воссоздающего воображения, эмоциональной сферы, репродуктивного мышления, исполнительской деятельности.

Недостатки:

I. Нельзя увеличить информационную емкость текста устного изложения без существенных потерь в качестве восприятия и усвоения материла. А информация, подлежащая усвоению, несмотря на все попытки сократить объем обязательного материала, растет. Отсюда необходимо использование, наряду с сообщающим, иных способов подачи и переработки информации.

II. Сообщающее обучение ориентировано, как правило, на некоего усредненного субъекта обучения. Попытки читать лекцию, работать с текстом вариативно сильно усложняют организацию учебного процесса. Недостатком оказывается слабая индивидуализация обучения.

III. В рассматриваемой системе обучения нет соответствия между регулярной прямой связью (от преподавателя к обучаемому) и совершенно недостаточной, нерегулярной обратной связью (от обучаемого к преподавателю). Такая связь эпизодична, она осуществляется в период опроса и зачастую не охватывает всех. Результаты ее нередко отсрочены, степень успешности обучения обнаруживается уже после занятий: при проверке контрольных заданий. Вследствие этого преподавателю трудно осуществлять оперативное управление учебной деятельностью.

IV. Ориентированное на усвоение и воспроизведение, на деятельность по образцу или правилу, сообщающее обучение лишь в минимальной степени способствует развитию инициативы, творчества, продуктивной, творческой активности личности.

Инновации: Осознавая ограниченность объяснительно-иллюстративного обучения, современная педагогическая наука ориентирует на создание условий развития психических функций в процессе обучения. Так как для умственного развития недостаточно даже сложной и подвижной системы знаний. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Поиск путей совершенствования обучения, в основе которого лежит ассоциативная теория, направлен на выявление путей развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. Показателен опыт педагогов-новаторов: укрупнение дидактических единиц усвоения (П.М.Эрдниев, Б:П. Эрдниев), интенсификация обучения на основе принципа наглядности (В.Ф.Шаталов, С.Д. Шевченко и др.), опережающее обучение и комментирование (С.Н.Лысенкова), повышение воспитывающего потенциала урока (Е.Н.Ильин, Т.И.Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке (И.М.Чередов, С.Ю.Курганов, В.К.Дьяченко, А.Б.Резник, Н.П.Гузик и др.), индивидуализация обучения (И.П.Волков и др.).