Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение  дополнительного  образования  детей

Детско – юношеский  центр  «Ровесник»

 

 

 

      интерактивная  программа

      по  правилам  хорошего  тона

 "Хорошие манеры открывают все двери"

 

 

 

 

                                                                                                     Составила:

привет

                                                                                       педагог-организатор

                                                                                       Митрофанова  Н.В.

г. Кострома

 

 

 

 Данная методическая разработка реализуется в рамках программы по  патриотическому воспитанию «Наследники побед России», которая  является  частью целевой  программы  духовно-нравственного  и патриотического воспитания МБОУ ДОД  ДЮЦ «Ровесник» «Дети светлые» и призвана повысить эффективность в решении проблем возрождения патриотизма, как важнейший фактор духовной и социальной ценности.

    Патриотизм  –   понятие   емкое,  охватывающее  и  любовь,  и  преданность,  и  храбрость,   и гордость в отношении  к  своему отечеству, народу,  родному крову.   Патриотизм  проявляется  также  в  отношении  к  своей  семье,  труду, дружбе,  культуры  поведения,  поэтому  и  мероприятия  в рамках Программы
 носят  многоплановый  характер.
                                                                                 Пояснительная записка

    Одной из главных задач духовно-нравственного  и патриотического воспитания  является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

     Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

      Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Здесь закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

      Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно  на примерах  литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

      Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед нами  задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

     Целевая  аудитория:  кружковцы центра  и учащиеся  4 – 7 классов

Программа «Хорошие манеры открывают все двери» носит познавательный игровой характер.

   Основными методами в программе являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

В соответствии с возрастом участников в программе корректируется содержание, объем познавательного материала и сложность. Например, для учащихся 6-7 классов даются задания по правилам этикета такие, как: «Пригласить девочку на танец», «Помочь девочке надеть куртку» и др.

Ожидаемый результат:

  1. учащиеся не только будут выполнять правила поведения на улице, в общественных местах и т.д., но и начнут оценивать своё поведение и поведение своих товарищей, корректировать его в новых обстоятельствах.

     Цель программы:   Способствовать формированию навыков общения и  культуры поведения  детей

    Задачи:
  • Показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении
  • Закреплять правила поведения культурного человека на практике
  • Развивать коммуникативные умения в процессе общения
  • Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила
  • Развивать внимание, воображение, умения сравнивать, анализировать, делать выводы

​Необходимый реквизит:

  • Шляпа
  • Сантиметр или линейка
  • Театральные билеты
  • Тарелки мелкие и глубокие
  • Столовые ложки, вилки, ножи, чайные ложки
  • Салфетки
  • Кусочки черного хлеба
  • Стаканы с компотом, блюдца
  • Планшеты с тремя серцевинками цветов
  • Вырезанные лепестки цветов
  • Кнопки

    Подготовительная работа:
  • Разработка сценария
  • Подбор игрового материала
  • Подготовка реквизита
     

    ВЕДУЩАЯ: Добрый день, ребята, и спасибо! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. А «спасибо» - слово - благодарность. Я благодарю вас за то, что вы все здесь  собрались на нашей программе, которая называется «Хорошие манеры открывают все двери». А с чего же начинаются хорошие манеры?

        Давайте с вами представим, что мы заблудились в чужом городе, а там царит жесткий мороз, очень холодно. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг холод и стужа.

    (Все ребята вместе со мной поеживаются, охватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться, притоптывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладоши и т. д.)

    А теперь мы подходим с вами к красивому большому дому, дверь которого приоткрыта, мы вошли и сразу же почувствовали тепло, добрый голос хозяина дома сказал!" Проходите, гости дорогие!" Что же мы должны сказать хозяину этого дома при встрече?  (ответы детей)

    Мы в ответ скажем "спасибо"- слово - благодарность, а потом слово "здравствуйте". Так принято во всем мире здороваться, когда входишь  в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком.

    «Здравствуйте»  - это пожелание здоровья, счастья, благополучия и добра.

    С  этим словом у разных народов связан целый ряд ритуалов и обычаев. Французы, например, являются родоначальниками замечательного обычая

    приветствия знакомых на улице поднятием шляпы над головой. Я думаю, что хорошие обычаи необходимо поддерживать, а потому предлагаю и нам с вами познакомиться для начала «шапочно» или «шляпочно». Сделаем это так. Я поднимаю шляпу над головой и называю себя, затем передаю шляпу одному из вас, и шляпа под музыку идет из рук в руки. Но как только музыка прервалась, тот, у кого шляпа окажется в руках, представляется. ЗАПОМНИТЕ!

    При знакомстве нужно поздороваться и представиться.

    Лучше полностью назвать свое имя и фамилию

    После знакомства принято улыбнуться и сказать несколько вежливых фраз: приятно познакомиться, очень рад знакомству. Понятно?

     Звучит музыка. Игра «Знакомство»

    Вот мы и познакомились с некоторыми из, вас «шапочно», а от ваших приветствий  на капельку радостней сделалось в этом зале. 

    А сейчас мы откроем небольшой секрет, мы познаем самих себя.

    Примите позу Наполеона, скрестив руки перед грудью.

    Правая рука сверху – вы простодушны и бесхитростны.

    Левая рука сверху – вы непоседа и острослов.

    А теперь «прицельтесь», а мишенью будет большой палец вытянутой правой руки, какой глаз при этом вы прикрываете?

    Правый глаз – у вас твердый, решительный характер.

    Левый глаз – вы веселый человек, душа любой компании.

    Ежегодно, 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата-американца  из штата Небраска. Сегодня более 140 стран участвуют в этом празднике-игре. Смысл праздника – в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек. Главное – искренне, от души.

    На земле живут разные люди, и приветствуют они друг друга по-разному.  Вам это сейчас покажут участники нашей Программы.

    Задание: Приветствия

    Если человек не здоровается — это очень плохо. А если не ответит на приветствие — еще хуже. Из-за этого, например, раньше могли и шпаги скрестить. Ведь приветствие — один из самых важных моментов общения. С их помощью устанавливаются контакты между людьми. А вежливое приветствие никого не оставляет равнодушным. А теперь улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой.  Не случайно существует поговорка: от улыбки человек становится красивее.
     

    Конкурс:  «Голливудская улыбка»

    Конкурс «Нарисуй улыбку»

    А теперь я хочу проверить, такие ли вы все вежливые, воспитанные и внимательные. Сейчас я буду вас просить выполнить разные здания, вы будете их  выполнять только в том случае, если я скажу «пожалуйста», не скажу — не выполняйте. Тогда начнем.

    Задание 3:  «Пожалуйста»

    Молодцы! Я надеюсь, вы всегда будете вежливыми, ведь  вежливость ничего не стоит, но дорого ценится.

    А знаете ли вы, ребята, в каких ситуациях нужно снимать шапку, а в каких делать это не обязательно. Если вы  зашли в знакомое помещение, шапку необходимо снять. Девочкам в общественных местах снимать шапку не обязательно, хотя они могут это делать, если хотят, например, сохранить прическу или когда жарко.

    Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что у каждого из вас на голове головной убор: шапка, кепка, берет, шляпа. А теперь руками возьмитесь за края шляпы и будьте внимательны. Я буду называть вам ситуацию, а вы должны жестом показать - снимать шляпу или нет.

    Задание 4: «Обязательно – не обязательно»

    Задание 5:  «Театралы»

    А теперь   мы посмотрим, как вы знаете правила поведения в зрительном зале. Сейчас раздастся звонок, извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представителям команд я даю по билету, на котором указано место в зрительном зале. Участник должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место.

    Молодцы, какие вы умные и воспитанные. В людях очень ценятся хорошие манеры.

    Более 200 лет тому назад были разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в средние века. Во время торжественных обедов

    - пажи  въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям миски и кувшины с кушаньями прямо с седла, остатки, пищи бросали собакам. А жирные руки было принято вытирать о шкуры четвероногих. Как хорошо, что понятия о воспитанности изменились и теперь предпочитают салфетки. Кому же охота, чтоб о любимую собаку вытерли руки? Так что нам с вами повезло, есть салфетки, и ложки, и вилки, только необходимо научиться правильнопользоваться всем этим богатством.
     
    Задание 6: «Сервировка стола»

    На столе перед вами: тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, салфетки. Ваша задача — сервировать стол к обеду так, что бы все было красиво, правильно, удобно.

    Существуют также правила поведения культурного человека за столом. Во-первых, за столом воспитанные люди ведут себя спокойно и непринужденно. Сидят на стуле удобно, локти на стол не кладут, только кисти рук. К тарелке не наклоняются, а лишь слегка склоняют голову.  Пищу прожевывают не быстро, не медленно, обязательно с закрытыми губами, не чавкают и не разговаривают с полным  ртом. Не гремят по тарелке приборами и не размахивают  ими,  на свою тарелку кладут ровно столько, сколько смогут съесть.

    Задание 7: «По правилам хорошего тона»
    Сейчас каждому из вас дается ложка и вилка.  Я называю кушанья, а вы поднимаете тот прибор, которым едят это блюдо воспитанные люди.

    И так:  котлеты, творог, рулет мясной, торт, пюре из картофеля, рис, салат,

    жареный картофель, макароны, каша, омлет , яичница, пирожное, пельмени.

    А теперь каждый из вас возьмет с тарелки кусочек хлеба и покажет, как его едят по правилам хорошего тона. /отламывают кусочки и  кладут в рот рукой/

    Вам предлагается выпить стакан компота из сухофруктов по правилам хорошего тона. К вашим услугам: блюдце, стакан, чайная ложка и салфетка.

     А теперь проведем блиц-опрос.

    Вопросы:

    1. Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? /на коленях/

    2. Как используется салфетка? /ее кладут на колени/

    3. Куда  нужно наклонить тарелку, когда вы доедаете суп?  /от себя/

    4. Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).

    5. Если еда закончена, куда кладут приборы?   /в тарелку/

    6. Если вам нужно посолить яйцо, то…   /делаем при помощи ножа/

    7. Вы размещали сахар в чае, что делать с ложкой? /положить на блюдечко/

    8. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми - мужчина 
        или женщина?   /оба/

    9. Кто первый опускает телефонную трубку - мужчина или женщина?  
        /женщина/

    10. Встретились старший и младший, кто должен поздороваться первым?

    11. Когда вы дарите (вручаете) цветы в какой руке должен быть букет

          /в левой/

    ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

    ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

    Задание 8:  «Волшебные цветы»

    И сейчас я предлагаю вам  "посадить" свои волшебные  цветы вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.  Их сердечки видны… (на планшетах, на доске). А вот лепестки пока у вас столах. Пусть сейчас расцветут ваши волшебные цветы. Первый цветок – с лепестками слов приветствия; второй – слов прощания; третий – слов  просьбы и благодарности.

    Много добрых дел ждёт вас, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Совершайте больше хороших и добрых поступков, потому что их них складывается характер и ваша жизнь.

    Посеешь поступок – пожнешь привычку

    Посеешь привычку  – пожнешь характер

    Посеешь характер   –   пожнешь судьбу.