Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Пояснительная записка

к плану профориентационной работы с учащимися школ города Костромы

 

«Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию».

                            Н.С. Пряжников

            Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходиться заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

Профессиональная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.  Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Заметим, что в законе Российской Федерации «Об образовании», в статье 14, говорится о содержании образования, которое “является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...».

Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.

Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости, повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение «стоимости» неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи а процессе профессионального становления. В последнее время тенденция такова, что все большее число молодых людей осознают необходимость получения квалифицированной помощи и рекомендаций специалистов-профконсультантов.

Профессиональная ориентация не учитывает реальных жизненных условий, в частности положения на рынке труда, спроса на профессии, наличия вакантных мест и т. п.

Школьный курс по выбору профессии из-за отсутствия подготовленных кадров не ведется в полном объеме.

При построении профориентационной работы со школьниками важно реализовать три основных момента:

-  обеспечение единства профессиональной и жизненной перспективы учащегося;

- обеспечение профессиональной и социальной мобильности, смены профессиональных ролей в течение жизни как естественного процесса;

- формирование психологической готовности к реализации индивидуальных и жизненных моделей.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

 

Цели и задачи

 

Цель:

- формирование у учащейся молодежи ориентации на трудовую деятельность, как средство развития и самореализации духовных и физических потребностей, повышение профессиональной и социальной активности учащихся в профессиональном самоопределении при выходе на рынок труда.

 

Задачи:

- повышение уровня информированности о социально-экономической  ситуации и тенденциях на рынке труда;

- формирование информационной основы для принятия решения о выборе профессионального пути, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной переориентации и переподготовке, как  средству повышения конкурентоспособности;

- коррекция представлений о профессиональных перспективах и адекватных социальных установках и ориентациях;

- получение учащимися конкретных знаний о себе и освоение ими некоторых методов и приемов психологического познания себя и другого человека.

 

Основные направления профориентационной работы

 

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее проинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

4. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

5. Социально-профессиональная адаптация представляет собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

7.  Мониторинг качества деятельности имеет целью изучение степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению и дальнейшей необходимости в помощи специалистов.

 

При организации работы по профессиональному самоопределению школьников города, учебный комбинат несет организаторскую и функцию. Для проведения общегородских мероприятий могут привлекаться социальные партнеры: Центр занятости города Костромы, информационный центр «ИНКАД» комитета по делам молодежи администрации города Костромы, «ИНКОС», МБУ города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования» и др. Учебный комбинат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями профессионального образования различного уровня, общеобразовательными учреждениями, предприятиями и организациями города.

 

Ожидаемые результаты

 

Реализация плана позволит:

- повысить стремление учащихся к развитию своих знаний и навыков через поступления в профильные классы, подготовительные курсы, занятия в предметных школах;

- каждому учащемуся по окончании 9-го или 11-го класса иметь реальный обоснованный профессиональный план (с наличием запасного варианта на случай непредвиденных препятствий в реализации основного, с учетом личных качеств, профессиональных предпочтений и потребностей современного рынка труда);

- каждому учащемуся, при построении индивидуальной образовательной траектории,  

иметь возможность профессиональных проб при организации предпрофильной подготовки (элективные курсы) и обучения в учебном комбинате на различных курсах при организации допрофессиональной подготовки;

- все это в целом повысит ответственность молодых людей, займет их свободное время и отвлечет от социально опасных занятий.