​​​​​​​​​​​​​​​​Путешествия - это образование!

​       Путешествия, походы, экскурсии на протяжении всей истории Лицея №17 всегда были одними из самых любимых видов активного отдыха.​ Самые распространённые маршруты пролегают по городам Костромской области и соседним областям: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Московской. Лицеисты частые гости Москвы и Санкт-Петербурга, где посещают музеи,​ достопримечательности, памятные места и культурно-образовательные мероприятия. Среди старшеклассников популярны поездки на Дни открытых дверей с целью ознакомления с учреждениями профоборазования.​ Неоднократно группы юных путешественников из нашего лицея ездили в муз​ей Космоса в городе Москве и в город  Королёв  космическую столицу России, где находится Центр управления полетами. Учащиеся и педагоги совершают экскурсионно-ознакомительные путешествия не только по городам России, но выезжают и в зарубежные поездки, в такие страны, как Финляндия, Швеция, Чехия, Польша.  
       Совместные поездки формируют у учащихся принципы коллективизма, ​укрепляют дружбу и товарищество, способствуют проявлению инициативы и взаимопомощи, приучают ребят быть дисциплинированными, самостоятельными и трудолюбивыми. И, несомненно, путешествия являются отличным средством познания окружающего мира в целом, а так же природы и климатических зон. Знакомясь с новыми местами, обычаями и традициями населения разных городов, историческим наследием и объектами культуры,​ ребята расширяют свой кругозор и обогащаются духовно.
       Педагогам путешествия помогают решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников, дают возможность получить и оформить результаты познавательно-исследовательской деятельности учащихся.
     
       Совсем недавно, начиная с 2000-х годов, на пересечении образования и туризма возникло такое явление, которое получило название «образовательный туризм», и учёными предпринимаются попытки сформулировать определение этого понятия.

       Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного туризма, различные авторы предлагают разнообразные трактовки рассматриваемого понятия. Вот как трактуется «образовательный туризм» отечественными учеными:
-        «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов);
-        «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В. П. Соломин, В. Л. Погодина);
-        «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» (Э. А. Лунин); 
-        «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» (В. Ю. Воскресенский); 
-        «туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» (Д. Ш. Сангинов); 
-        «вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности» (А. Щербинина);
-        «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю. М. Чеботарь).


        В настоящее время в Лицее №17 рабочая группа изучает нормативную базу в области детско-юношеского туризма и выездной деятельности обучающихся образовательных организаций для того, чтобы привести в соответствие с ней локальные акты.
        Исходя из многолетней практики и накопленного опыта, педагогами лицея используются самые разнообразные формы детско-юношеского туризма. И это не только экскурсии, походы и туры, но и простые прогулки по микрорайону, школьные соревнования, кружки и клубы, работа поисковых групп, школьный музей, летние лагеря отдыха, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах, а также творческих конкурсах и фестивалях. И на страницах нашего сайта мы стараемся рассказать обо всех сегментах выездной деятельности учащихся лицея.


Литература:
1. Мураенко Е. Д. Образовательный туризм: проблемы определения // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 992-995.
2. Пономарева Т. В.​ Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] // Проблемы современной экономики:
материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143.
       


Из истор​ии
​​

           В конце XVIII века молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2-3-х летн​ие путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образовательными турами. Во времена Просвещения Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляю​щих воспитания.
           В России формирование традиции ознакомительных путешествий связано с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.
           Экскурсионной деятельности большое внимание стали уделять со второй половины XIX века. В 1885 г. в Петербурге было открыто «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Начинает свою деятельность Общество любителей естествознания, которое создает свои филиалы в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе. Возникают Крымский горный клуб в Одессе, Кавказское горное общество Пятигорске.
С 1895 г. действуют Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба и первое туристическое общество — Русский туринг-клуб, объединявший вначале туристов-велосипедистов. Последний имел отделения в нескольких крупных городах России (Москва, Киев, Рига и др.). В 1901 г. клуб был преобразован в Российское общество туристов, которое поставило своей целью использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения на​рода. ​​
 
​​