Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

​​​​​​​​​​​​​​​Шварова Елена Леонидовна


​​


Эссе ​на тему:
«Я – учитель»

Учитель должен быть артист,

художник, горячо влюблённый в своё дело.

​Антон Павлович Чехов

​    Если бы я могла взять интервью у себя самой лет пятнадцать назад, то на вопросы: «Кем ты хочешь стать? С чем планируешь связать свою жизнь?», я бы легко и мечтательно ответила: «Актрисой…с театром». Так случилось, и я безмерно благодарна судьбе за это, что в 5 классе в моей жизни появился ТЕАТР! Я училась в 29 школе города Костромы, занималась в театральной студии «Излучение» под руководством Марины Николаевны Комовой. Это очень яркие, тёплые и светлые воспоминания. Мы открывали для себя чудесный мир театра, знакомились с разными пьесами, учили тексты, вживались в роли, как могли, репетировали, играли, выступали в школе и на детских театральных фестивалях города. Одновременно я посещала театральную студию «Сказка» Эльвиры Александровны Голубевой в Костромском Дворце творчества детей и молодёжи. И это тоже море эмоций, впечатлений и радости творчества. Благодаря этим двум талантливейшим педагогам, удивительным и интересным людям, хрупким и мудрым женщинам я полюбила театр всей душой. Эта любовь и увлечение не раз помогало мне в жизни.

   Школьные годы пролетели очень быстро, и передо мной, как и перед любым выпускником, встал вопрос (по степени важности сродни гамлетовскому): «Кем быть?» Потом было поступление в театральные институты Ярославля и Санкт-Петербурга, нервы, интерес, увлечённость, разочарование, провал, возвращение домой. Затем, как в тумане, ведь не на улице оставаться с почти отличным аттестатом, успешное поступление в Институт экономики Костромского государственного университета. Благо, что стресс от построения экономико-математических моделей, корреляции и математического анализа, я снимала участием в Студенческой театральной весне. И университетские годы пронеслись незаметно, вроде и диплом с отличием на руках, а вопрос: «Кем быть?», – мучал неустанно.

   Моя трудовая деятельность началась в страховой компании, продолжилась в сфере дополнительного образования детей, когда я работала педагогом-организатором в центре «Одарённые школьники» и Доме детского творчества «Жемчужина». Вот так однажды, будучи ведущей открытия регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, я впервые попала в лицей №17 города Костромы. Я тогда даже и подумать не могла, что это образовательное учреждение станет моим новым местом работы. Действительно, я всегда чего-то искала, металась, пытаясь найти в жизни и работе те эмоции и чувства, которые переживает актёр на сцене, играя в спектакле, или зритель, наблюдающий за этим действом. Искала долго и мучительно! Вообще, на мой взгляд, человек всегда должен находиться в поиске, неважно чего: истины, радости, знаний, себя, любви, друзей… Кажется, я и сейчас ищу. Ищу слова, чтобы объяснить себе самой, как я стала учителем, что именно греет мне душу в этой профессии.

   Работая педагогом-организатором в лицее, параллельно обучаясь в Галичском педагогическом колледже, я решилась попробовать себя в роли учителя начальных классов. Сначала эта затея показалась мне немного авантюрной, потом просто безумной из-за ответственности, свалившейся на мои плечи. 27 первоклассников, в два раза больше их родителей, первые шаги в обучении. «Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь…» оказалось гораздо труднее, чем в известной и любимой всеми песне. За эти 4 года работы с классом было всякое, не скрою. И хорошее, и плохое, и радостное, и грустное. И сколько раз опускались руки, возникало желание просто уйти, но всякий раз останавливало что-то. Скорее всего, это эмоциональная составляющая нашей профессии, духовная связь с учениками. Я в такие трудные моменты стараюсь «проигрывать» для себя эту ситуацию, как в спектакле. Вот встаю я утром, умываюсь, завтракаю, собираюсь на работу и  представляю, что мне не надо идти в школу. Мне не надо ехать через весь город в переполненной маршрутке, с двумя пакетами тетрадок в руках доставать УЭШКУ, чтобы пройти через турникет лицея, не надо прорываться через гардероб к кабинету, при этом, отвечая на сто-пятьсот «здравствуйте», открывать и проветривать кабинет, готовясь к уроку, приветствуя учеников, успевать отвечать на их вопросы и звонки родителей, заказывая питание и вычисляя, кто не сдал тетрадь по русскому языку, начинать урок. Финал этого несостоявшегося спектакля меня всегда огорчает. А как же я начну утро без «моих» детей, их улыбок или сонного настроения, впечатлений от выходных и отдыха с родителями. Именно в эти минуты понимаю, ради чего я здесь, тогда беру себя в руки и с новыми силами, эмоциями иду сеять разумное, доброе, вечное. Звенит звонок (согласитесь, как в театре), и я начинаю свой спектакль.  В нём я и драматург, и режиссер, и актёр, и даже реквизитор.

   Современного зрителя трудно удивить. Публика нынче искушенная. Поэтому драматурги пишут пьесы в новых жанрах, режиссеры придумывают новые формы для своих спектаклей, а актерам приходится учиться по-новому существовать на сцене. 27 зрителей моего ежедневного спектакля ничем не отличаются от заядлых театралов. Я стою на своей сцене у доски, а напротив уже кто-то зевает, кто-то роется в рюкзаке, кто-то смотрит испытывающим взглядом. Как их заинтересовать? Как сделать так, чтобы спектакль досмотрели до конца, и он тронул их сердца, отложился в памяти?

   Включаю в себе драматурга. Пишу сценарий урока. Использую разные виды, формы и методы, как традиционные, так и новаторские. Затем к делу приступает режиссер. Он создает на уроке проблемные, исследовательские и поисковые ситуации, активно применяет игровые технологии, умело организуя урок-презентацию, урок-соревнование или урок-экскурсию. Вот лауреат «Золотой маски» Евгений Марчелли поражает зрителя, погружая своих актёров в огромный аквариум с водой. А я удивлю своих учеников уроком-спектаклем или ролевой игрой. А смартфоны? Куда без них. Да, в театре, как и в школе, они только мешают. И, если в новаторских спектаклях смартфоны используют, чтобы дополнить реальность и расширить границы постановки, то мы дополняем с помощью гаджетов образовательный процесс: занимаемся на интерактивных образовательных платформах «Учи.ру» и «Фоксфорд».

   А теперь самое любимое. Я – актриса. Ведь именно от эмоциональности учителя, его ораторского мастерства, умения донести материал до ученика зависит успешность учебного процесса. Как актёр должен оправдать для себя любого героя, которого он играет, принять его, а также полностью изучить его образ жизни и мышления, так и педагог должен полностью погрузиться в преподаваемую тему и заинтересоваться ей. Ведь если материал неинтересен преподавателю, он будет неинтересен ученику.

   Иногда актёрами становятся и мои зрители. В театре тоже так иногда бывает. В этот момент мы – сплоченная труппа. Основополагающим в нашем взаимодействии являются человеческая и гуманная составляющие. Всегда повторяю им своё жизненное правило, что нужно относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам. Мы стараемся в классе придерживаться этого девиза, всегда обсуждаем и разговариваем, если возникают какие-то конфликты и недопонимания, пытаемся быть честными друг перед другом, справедливыми и добрыми. Как бы сложно не было, я строю образовательный процесс по принципам педагогики сотрудничества. Считаю важным наличие права на собственную точку зрения, права на ошибку, присутствие индивидуального и коллективного воспитания, успешности и мажорности, творческое взаимодействие учащихся и учителя. Они отлично сочетаются с системно-деятельностным подходом к обучению и присущими ему принципами деятельности, непрерывности, творчества, целостности, минимакса, а также психологической комфортности и вариативности.

   Конечно же, в педагогической деятельности, как и в любой другой, достаточно трудный переход от теории к практике, но на своём, пусть и небольшом опыте, знаю, что сдаваться и отчаиваться не стоит. Небольшими шагами можно аккуратно двигаться к большому успеху, привлекая, заинтересовывая учеников, используя современные методы и подходы к обучению, постоянно включая их в образовательный процесс, повышая учебную мотивацию. А сделать это можно, используя разные виды, формы и методы работы на уроках, как традиционные, так и новаторские. Я в своей педагогической деятельности стараюсь использовать фронтальную, индивидуальную, групповую, работу в парах. Часто практикую наставничество и взаимопомощь, когда «сильный» ученик помогает своему однокласснику в решении учебных задач, выполнении работы над ошибками.

   Безусловно, учитель в наше время должен быть «в тренде», не отставать от своих воспитанников. Без цифровой грамотности не обойтись. Родительские чаты, электронные доски и дневники, презентации, собственные сайты и онлайн уроки, электронные системы оплаты питания – работу учителя сегодня без этого представить нельзя.

   Но есть и те компетенции, в которых современный педагог, в том числе и я, испытывает дефицит. Одна из них – умение работать с данными. Большое количество отметок, проверок заданий, отчетов отбирает много сил и времени, не оставляя их на главное – разработку интересной модели урока, поиска новых, свежих способов подачи материала. Это можно было бы решить, введя автоматизированные системы проверки части заданий, проводимых в форме тестов, доработав электронные журналы, установив аналитические программы ведения отчетности. Кроме того, у многих молодых учителей, как и у меня, недостаточно развиты управленческие компетенции. Хотя именно они, по мнению английских исследователей Карла Фрея и Майкла Осборна, являются ключевыми для представителей нашей профессии. Учителю, по сути, приходится управлять двумя коллективами – детским и родительским. При этом они являются взаимосообщающимися и непосредственно влияющими друг на друга. Молодому специалисту в силу отсутствия авторитета и достаточно иллюстрируемого опыта нелегко справиться с таким сложносочиненным коллективом. Считаю, что помочь начинающим педагогам могло бы проведение психологических тренингов, ролевых игр, а также участие в командных конкурсах. В любом случае учитель должен уметь подстраиваться под изменения времени, быть открытым к новому и чувствовать себя комфортно в любых предлагаемых обстоятельствах.

   Как известно, предлагаемые обстоятельства — это обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые актёр в своём воображении должен себя поместить. Мои предлагаемые обстоятельства – это школа, ученики и их родители, мудрые и всегда готовые помочь коллеги, постоянные проверки тетрадей, самостоятельных и контрольных работ, подготовка к урокам, проведение родительских собраний, праздничных внеклассных мероприятий и многие другие приятные и не очень занятия. Но я стараюсь честно, искренне и органично «проживать» их по Станиславскому, чтобы верили.

   И пусть я не стала известной актрисой или режиссёром, я благодарна Богу и судьбе за то, что я смогла открыть для себя профессию «учитель». Она уникальна! Эта профессия позволяет мне играть и примерять разные роли в моей повседневной жизни. Я могу быть психологом, философом, дирижером, парикмахером, учёным, экскурсоводом, воспитателем, милиционером, художником…

 

​ 



 

Репортаж ОТРК «РУСЬ» о Екатерине Шелоуховой, учителе начальных классов Лицея №17​ | города Костромы, отправляющейся на творческую смену в Тавриду.​
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ​


КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Эссе​​​​​
​​
​​


​​






​​156016
Костромская область,
город Кострома,
м-рн Давыдовский - 2​, 
дом 21
​Телефон/Факс:
8(4942)22-35-54
8(4942)22-37-83
E-mail:
licey_17@mail.ru
director@licey-17.r​u
Директор:
Зобов Артём Юрьевич
------------------------------
​Лицей № 17 | города Костромы  2019
​​
 ​​