МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
Метод
обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств,
посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения -
это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.
Под методами обучения понимают последовательное чередование способов
взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной
дидактической цели. «Метод» - по-гречески - «путь к чему-либо» - способ
достижения цели. Метод обучения - способ приобретения знаний.
Любой метод обучения предполагает цель, систему действий,
средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения
является ученик.
Очень редко какой-либо один метод обучения используется в
чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в
чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или
исследовательских целях.
Метод
обучения - историческая категория. На протяжении всей истории
педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения:
через формы деятельности; через логические структуры и функции форм
деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют
различные подходы к современной теории методов обучения.
Классификация
методов обучения проводится по различным основаниям:
По
характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин,
М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):
* объяснительно-иллюстративные
(рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);
* репродуктивные
(решение задач, повторение опытов и т.д.);
* проблемные
(проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);
* частично-поисковые
- эвристические;
* исследовательские.
По
компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский):
* организационно-действенному
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
* стимулирующему
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
* контрольно-оценочному
- методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной
деятельности.
По
дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний,
методы контроля).
По
способам изложения учебного материала:
* монологические
- информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
* диалогические
(проблемное изложение, беседа, диспут).
По формам
организации учебной деятельности.
По
уровням самостоятельной активности учащихся.
По источникам передачи знаний ( А.А,
Вагин, П.В. Гора):
* словесные:
рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;
* наглядные:
демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;
* практические:
упражнение, лабораторная работа, практикум.
По
учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):
* сознание (рассказ,
беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);
* поведение
(упражнение, тренировка и т.д.);
* чувства -
стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).
Все из указанных классификаций рассматриваются в
дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в
достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения
математике. Выбор методов обучения - дело творческое, однако, оно основано на
знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить,
универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же
метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от
условий его применения.
Новое содержание образования порождает новые методы в
обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов
обучения, их гибкость и динамичность.
Педагогическая классификация методов обучения разделяет
методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь
представлены научными и учебными методами изучения математики.
Методы
преподавания - средства и приемы, способы информации,
управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.
Методы
учения - средства и приемы, способы усвоения учебного материала,
репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.
Основными
методами математического исследования являются:
наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация;
абстрагирование и конкретизация.
Современные
методы обучения математике: проблемный (перспективный)
метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический
метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.
Информационно-развивающие
методы обучения разделяются на два класса:
а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение,
демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей
и др.);
б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа
с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа
с информационными базами данных - использование информационных технологий).
К
проблемно-поисковым методам относятся: проблемное изложение
учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная
поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной
мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная
игра, исследовательская работа.
Репродуктивные
методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по
образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.
Творчески-репродуктивные
методы: сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных
ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.
Составной частью методов обучения являются приемы учебной
деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов).
Методические приемы - действия, способы работы, направленные на решение конкретной
задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности
(анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование,
конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы
воображения и запоминания).
Специальные
методы обучения - это адаптированные для обучения основные
методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики
методы изучения действительности (построение математических моделей, способы
абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический
метод).