Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
Молоков ВС

Родился 1 (13) февраля 1895 г. в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии. В годы Первой мировой войны учился в школе авиамехаников Балтийского флота. Добровольно вступил в Красную Армию. В 1921 г. окончил Самарскую школу морских летчиков. Затем был назначен стажером в военную школу морских летчиков в Севастополе, служил в ней инструктором. Среди его учеников были будущие выдающиеся летчики Ляпидевский, Леваневский, Доронин.

Воздушная биография Молокова во многом уникальна. С начала 1930-х крылья управляемой им авиатехники прокладывали вдоль Енисея первые воздушные трассы в Заполярье. В 1931 г. перешел линейным пилотом в Гражданский воздушный флот (ГВФ). В Красноярск В. С. Молоков приехал в 1932 г., увлеченный рассказами своего давнего друга Григория Побежимова о полярной авиации.

Летом 1932 года Василий Молоков выполнил перелёт из Красноярска в Игарку. В послужном списке лётчика первый зимний рейс на Диксон, открытие трассы Красноярск - Якутск – Колыма - Чукотка, знаменитое воздушное кольцо над Арктикой длиною свыше 30 тысяч километров, перелёт на Северный полюс. В 1933-1937 гг. работал в Красноярске в управлении воздушной службы Главного управления Северного морского пути. В 1934 г. участвовал в спасении участников арктической экспедиции на ледоколе "Челюскин", вывезя 39 потерпевших крушения челюскинцев, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1935 г. впервые в истории совершил зимний авиарейс на Диксон, а в 1936 г. - полет вдоль Арктического побережья СССР. В 1937 г. участвовал в воздушной экспедиции на Северный полюс в качестве командира экипажа самолета ТБ-3, высаживал специалистов дрейфующей станции. Был в числе пилотов, доставивших экспедицию И. Д. Папанина на Северный полюс. В 1938-1942 гг. – начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР. В 1941 г., в начале Великой Отечественной войны, возглавил работу по строительству Особой воздушной линии для поставок военной техники (АлСиб), соединившей Советский Союз и США. С 1943 года командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах. С 1947 г. в отставке, работал в гражданской авиации. Умер Василий Сергеевич Молоков в 1982 г., похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Участие отважного летчика в нелегких и очень ответственных событиях страны принесли ему всенародное признание и необыкновенную популярность. Его заслуги отмечены наградами: 3 ордена Ленина, 2 ордена Красного Знамени, ордена Суворова и Кутузова 2-й степени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, медали. Имя Молокова носят его родное село, улицы нескольких городов России, мыс на земле Франца-Иосифа. В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Молокову. В Красноярске постановлением крайисполкома в 1935 г. о. Телячий, на котором находилась Красноярская гидроавиабаза полярной авиации, переименован в остров имени В. С. Молокова. В Советском районе г. Красноярска его именем в 1994 г. названа улица и открытый в 2012 г. сквер; в Красноярском крае - совхоз в с. Ярцево Енисейского района.

​ ​Маршрут арктического перелета экипажа В. С. Молокова (июль – сентябрь 1936)Медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза
Маршрут арктического перелета экипажа В. С. Молокова (июль – сентябрь 1936)Медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза