Содержание курса "Музей истории школы" Внимание и забота о прошлом является заботой и о будущем. Одной из важнейших проблем, стоящих перед современным обществом - это память, бережное отношения к прошлому нашей страны. Музей истории школы обязан решать эту проблему, так как он бережно хранит историческую память: страны, родного края, школы. Это и есть выполнение большой задачи для подрастающего поколения. ЦЕЛИ: Музей создан в целях воспитания гражданской ответственности, любви к школе, ее традициям, воспитание патриотической сознательности, любви и верности своей Родине. Цель поисково-исследовательской работы музея - изучение истории школы, начиная с момента ее открытия - 1930 года, судьбы ее выпускников. Оформить материал к 90-летию школы 7 ноября 2020 года. Сбор материалов, документов о работе школы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о судьбе учащихся и учителей – участников войны. Довести до сознания детей значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны. В связи с 75-летием Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. провести поисковую работу о раненых воинах, размещаемых в госпиталях города Костромы, а именно в госпитале при нашей школе, умерших от ран и захороненных на братской могиле «Вечный огонь». ЗАДАЧИ: Привлечь внимание учащихся к изучению истории родного края, страны, школы, осуществить в современных условиях преемственность поколений. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине. Формировать становление многосторонне развитого гражданина в эстетическом, культурном, нравственном отношении. Совершенствовать развитие исследовательской работы учащихся. Утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к культурному и историческому прошлому своего края, страны. Осуществлять воспитательную и образовательную деятельность музейными средствами; организацией культурно-методической деятельности. Организовать экскурсионную работу учащихся для более целостного восприятия детьми фактов, событий. Продолжать накапливать материал для оформления выставок, альбомов, экспозиций, пополнения школьного музея. Овладение основами знаний истории школы, музейного дела должно обеспечить формирование культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие способностей обучающихся, овладение практическими умениями и навыками в работе.
Программа музея, план, работа актива и совета музея
В музее работает актив из учащихся 5-9-х классов, выбран Совет музея, который выступает в роли центра, координирующего всю деятельность музея. Распределяет учащихся, входящих в актив музея, которые отвечают за отдельные участки работы: организация поисковой работы, сбор документов и материалов, их оформление, оформление экспозиций, ответственные за учет фондов, ответственные за составление каталога фондов музея, каталога грамот, дипломов; за работу экскурсоводов; за шефство над обелиском учителям и воспитанникам школы, погибшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; ответственные за оформление книг записи массовых мероприятий, посетителей музея, книги отзывов и предложений. Актив музея очень активно работает по всем видам деятельности. Принимает участие в определении Программы деятельности музея на каждые три года и ежегодного плана работы. Осуществляем постоянный контроль по исполнению. Музей осуществляет свою работу при участии детей, учителей, родителей, жителей микрорайона школы, сотрудничая с общественными организациями города: Ленинская общественная организация ветеранов, Военная академия радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, Дом детского творчества «Жемчужина», Костромской областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Чудь», центр «Истоки", Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Патриот», молодежным комплексом «Пале», библиотекой имени А. Гайдара, с архивом новейшей истории, с Государственным архивом Костромской области, военным Комиссариатом (города Кострома Костромской области), Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью, с Областным комитетом ДОСААФ России. Патриотическое воспитание учащихся. Просветительская, поисково-исследовательская деятельность музея, экскурсионная работа Проводится согласно Программы работы музея и плана работы. Наряду с занятиями непосредственно в музее ( урок-экскурсия, беседа, выставки, экскурсия по экспозиции музея, более подробная по отдельным разделам) проводим интегрированные уроки в учебных кабинетах для учащихся с использованием материалов музея по истории школы, по Дням воинской славы, по знаменательным и памятным датам нашей страны, отражая судьбу выпускников школы, учителей. Создаем и представляем презентации: - Презентации, посвященные выпускнику школы КНЯЗЕВУ Вадиму Васильевичу.- Герою Советского Союза: «В.В.Князев – Герой Советского Союза», «Улица В.В. Князева», «Путь в школу нашего выпускника Князева Вадима, лейтенанта, танкиста - Героя Советского Союза»). (Ежегодно: День танкиста – сентябрь, день гибели В.В.Князева – 25 января 1945 г., День Победы – 9 мая.). - Беседы, презентации, посвященные Дню Героев Отечества: «Выпускники нашей школы – Герои Советского Союза», «А знаете, каким он парнем был…». (ежегодно – декабрь). - Создание и просмотр презентации «День неизвестного солдата». (Здесь используется материал поисковой работы актива музея о судьбе учащихся школы, участниках Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. В результате работы узнали о судьбе шести пропавших без вести выпускников 10а класса 1939 года. (Поисковая работа продолжается). (декабрь) - Просмотр презентации «Государственные символы России». (ежегодно) - Беседы и просмотр презентаций к Дню защитника Отечества, Дню Победы: «Мы хотим пройти по дорогам войны…» (посвящена выпускнику 1940 года – Павлову Константину Михайловичу). «История русской Армии. Защита Отечества» (включен материал Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Афганистан, Чечня, Сирия.), «Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – наши ученики и учителя». - Создали и представили к просмотру учащимся презентацию «День защитника Отечества», использовав данные о наших учителях, учащихся и выпускниках школы - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; выпускников школы, закончивших военные училища, академии; военных руководителей школы. - Создание и просмотр презентации, посвященной 100-летию ВЛКСМ, в которой отражено героическое прошлое комсомола: гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., восстановление народного хозяйства, поднятие целинных и залежных земель, стройки фабрик, заводов, железных дорог. Патриотизм и любовь к своей Родине. - Изучая историю нашей школы, активом музея создана презентация «Наша школа» - 3 части. Во 2-й части отражены годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (учащиеся узнают о работе школы во время войны, об учителях, учащихся и выпускниках школы – участников ВОв). В этом году начнем создавать 4 часть презентации, посвященную периоду с 2011 по 2025 гг. к 90-летию школы (7 ноября 2025 г.). - 08 мая 2024 г. открыли новые экспозиции "Сових не бросаем", "Солдат России - наш Герой", посвященные специальной военной операции. Работа по пополнению новых экспозиций будет проводится и дальше. |
Поисковая работа актива музея истории школы. Актив музея истории школы проводит очень большую поисковую работу. Учащиеся узнают судьбу выпускников, учащихся и учителей нашей школы, которые были участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Когда началась война, учителя школы, выпускники 1935-1941 гг. были мобилизованы на фронт. А учащиеся 9-10-х классов, даже 8-х и 7-х шли в военкомат и добровольцами уходили на фронт, поступали в военные школы и в военные училища, после окончания которых также становились участниками войны. У нас в школе сохранились списки учащихся военных лет, в которых есть записи о том, что они выбыли из школы в РККА и военные учебные заведения. Вот по этим спискам они узнают их судьбу по Книгам воинской славы Костромской области, по Книге памяти Костромской области, путем встреч с бывшими учениками. Некоторые выпускники и учащиеся приходили и приходят в школу, рассказывают о себе и своих одноклассниках, о своих военных годах, пишут письма, присылают фотографии. По всем этим данным, по результатам поисковой работы у нас созданы КНИГА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ Средней общеобразовательной школы № 26 имени Героя Советского Союза В.В. Князева города Костромы и КНИГА ПАМЯТИ Средней общеобразовательной школы № 26 имени Героя Советского Союза В.В. Князева города Костромы. Создана папка, где составлены списки учителей, выпускников и учащихся, чья судьба неизвестна. Мы стараемся это все узнать. Выполнили поисковую работу об учителях и учащихся школы, участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., узнав их домашние адреса, где они проживали перед тем, как уйти на фронт. Создали карту микрорайона школы с обозначением их адресов и отметили на ней данные о их военной судьбе. Данные этой поисковой работы разместили на стенде «История нашей школы» и оформили книгу «Микрорайон нашей школы. Выпускники, учащиеся и учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Поисковая работа продолжается. Продолжили сбор материала I тома Книги «Учителя Средней общеобразовательной школы № 26 имени Героя Советского Союза В.В. Князева города Костромы». Разместили фотографии и данные о работе учителей 40-х годов - тружеников тыла и учителей - участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. послевоенных лет. Составили списки учителей 50-х – 60-х годов. Работу продолжаем. К 75-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на здании нашей школы будет открыта мемориальная доска о размещении в школе во время Великой Отечественной войны военного госпиталя. Актив музея подключился к работе по составлению списков воинов, которые умерли от ран и захоронены на Костромском кладбище (мемориал «Вечный огонь).
|  
 
|