Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

ПУТЕШЕСТВИЕ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА В СЕНТЯБРЕ 1619 ГОДА

   24 августа, 1619 года, было днем отшествия из Москвы благочестивейшего царя Михаила Феодоровича и инокини Марфы Иоанновны, в начале пути напутствуемых святейшим патриархом родителем освященною просфорою и святою водою, на продолжении, по выражению родителя, царского путного шествия - благоговейным повествованием о многоразличных чудесах преподобного Макария, засвидетельствованных особенною комиссиею и боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Царский путь лежал через Троицко-Сергиеву лавру, Переславль, Ростов и Ярославль.

   Вечером 10 сентября, царь Михаил Феодорович и инокиня Марфа Иоанновна, «Божиею милостию и поспешеством молитв святейшаго патриарха Филарета, града Костромы дошли, и в соборней Апостольской церкви, у чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы, глаголемыя Феодоровския, всенощная пения и утренния, и литургию, и молебная благодарения». Вот собственные слова Державного Богомольца о пребывании Его в Костроме, с которою он разлучился 19 марта 1613 года. Едва ли можно изобразить тот радостный восторг граждан костромских при виде Всероссийского Самодержца, и те чувствования, какие ощущал Венценосец при виде места, где сохранена была его драгоценная жизнь и совершилось священное избрание его на царство Русское. Вечером 17-го сентября (это была пятница), Державные путешественники прибыли в село Домнино, отстоящее от Костромы около 70-ти верст, числившееся тогда в Шачебольском стану Костромского уезда, ныне в Буйском, на правом берегу Шачи, впадающей в реку Кострому. Домнино – родовая отчина великой инокини Марфы Иоанновны, перешедшая к ней от ея родителя Ивана Васильевича и деда Василия Михайловича Шестовых, со времени воцарения Михаила Феодоровича соделавшаяся дворцовым селом. Из Домнина предположено двинуться к целбоносному гробу великого чудотворца Макария» в 20 день сентября. В субботу, 25 сентября, вечером царственные путешественники прибыли в село Спасское, откуда 26 намерены продолжать путешествие.

   Последний ночлег царственных путешественников был в Спасской обители (ныне село Спасское), на правом крутом берегу реки Унжи, в 20 верстах от Макарьева, откуда утомленным взорам благочестивых путешественников открывается величественный вид на смиренную обитель преподобного отца Макария, – это святое место, прославленное строгостию жития иноческого и невольно влекущее под свой кров словами Спасителя: придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вас.

   Михаил Феодорович, переночевав в обители Спаса и выслушав раннюю литургию, слагает с себя царственное величие и своему синклиту. Его окружающему, по примеру равноапостольного Константина, являет высокий образ царского смирения и христианского благочестия и 20 верстный путь идет пеший на благодарное поклонение угоднику Христову за спасение и умиротворение отечества и церкви, за свое избрание и спасение святейшего своего родителя. Первые сановники двора: князь Феодор Иванович Мстиславский, Иван Никитич Романов, дядя государев, князь Дмитрий Иванович Шуйский, родной брат царя Василия Ивановича и иные многие от благородных и славных последовали прекрасному образу христианского благочестия.

   Народное предание сохранило и освятило царственный путь от Спасской обители к обители отца Макария сооружением в селениях пяти часовен на тех местах, где Державный богомолец, утомленный путем и осеннею погодою, изволил отдыхать. Наконец, вечером, 29 сентября, во обитель святыя, единосущныя, пребезначальныя Троицы и великого в чудесах преподобного отца Макария Унженского и Желтоводского чудотворца пришли, как сам царь выразился в одном из своих писем к родителю Патриарху, дал Бог, здорово.

   «В обители пребезначальныя Троицы, у целбоноснаго гроба великаго в чудесах преподобнаго отца Макария всенощная пения и утренняя и литургии и молебная благодарения, по обещанию нашему, сподобил нас Бог совершити.» Вот собственные слова Державного богомольца к Его родителю о Его пребывании и занятиях в мирной обители великого чудотворца Макария. Эта благочестивая краткость речи красноречиво напоминает о подобной скромности всех благочестивейших царей востока и смиренных паломников земли русской от дней Даниила игумена и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, до позднейшего времени.

   Государь извещает своего родителя, что Они намерены оставить обитель 1 октября; - 7 числа того же месяца, прибыли в село Красное, в 30-ти верстах от Костромы. Летописное сказание говорит, что благоверный царь прибыл 2 числа октября, вечером. А праздновал святому чудотворцу Макарию 4 октября, со всенощным бдением и свою царскую милость и щедроты премногия ко игумену Зосиме и ко братии показал я монастырь одарствовал всякими церковными вещами, и вотчины пожаловал.

   Мирная обитель преподобного отца Макария позаботилась увековечить в памяти потомства царское ея посещение. Вскоре по отбытии царя, игумен Зосима (1613-1625) с братиею устроил деревянный храм во имя Его ангела, преподобного Михаила Малеина при храме Благовещения Пресвятыя Богородицы. Та и другая церковь существовали до 1669 года, в который обе сгорели. В настоящее время при теплом храме преподобного Макария, с левой стороны, устроен придел в честь преподобного Михаила Малеина, ангела царя Михаила Феодоровича. Не об одном Михаиле Феодоровиче сохраняется незабвенная и вечная память в обители преподобного Макария, но и обо всем благочестивом доме Романовых.

   Царственные Богомольцы, чрез село Красное, прибыли в Кострому вечером, 10 октября, а из Костромы благополучно отправились по пути к Ярославлю, 12 октября. «Мы идем», – писал Царь сын к своему родителю, – «мешкотно, потому что дожжи и снеги идут многие и грязи великие, и мы идем, лготя людем нашим».

   Так совершилось путешествие Государя Михаила Феодоровича с инокинею матерью, с многочисленною свитою, к Унженскому чудотворцу Макарию, по Костромской губернии, в течение одного месяца и двух дней.

   Обители: преподобного Макария, Унженского чудотворца, преподобного Ипатия, Богоявления Господня в Костроме, и преподобного Якова, в Железном борку, Буйского уезда; соборы: Костромской Успенский, Галичский Преображенский, Кинешемский Успенский, доселе сохраняют, как святыню, вклады и другие благочестивые приношения Царя Михаила Феодоровича, которые им сделаны, по благополучном возвращении в столицу, как памятники, свидетельствующие об Его пламенной любви к тем местам, где совершались главнейшие события в Его жизни.

Статья опубликована в историко-краеведческом, культурно-просветительном и научно-популярном журнале «Губернский дом» за 1993 г. (№1)