ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременноосуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий.
С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника.
Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ. Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки детей: «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова включить их в игру).
Подвижные игры с детьми дошкольного возраста
Зайка серенький сидит.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (делает ручками ушки на голове и ими шевелит) Вот так, вот так и ушами шевелит (2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть (хлопает в ладоши) Вот так, вот так надо лапочки погреть (2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять надо зайке поскакать (прыгает) Вот так, вот так надо зайке поскакать (2 раза). Волк зайчишку испугал. Зайка прыг и ускакал.
Самолеты.
Воспитатель показывает игрушечный самолет. Воспитатель говорит детям, чтобы самолеты полетели нужно сначала завести мотор самолета. Обращает внимание детей на вращательные движения своих рук перед грудью и произносит: «Р-р-р». Дети повторяют за воспитателем движения рук. После слов воспитателя: «Полетели» дети разводят руки в стороны (нужно следить чтобы руки были прямые) и начинают бегать в разных направлениях. После слов: «На посадку» дети возвращаются на свои места.
Паровозик.
Воспитатель:
Погулять детей повез.
Я по рельсам вдаль качу
Ту-ту-ту, ту-ту-ту!
Первый ребенок идет, ручки сложены в локтях. Останавливается перед вабранным ребенком, который присоединяется к нему и идет за ним следом и уже по группе идут два ребенка-паровозик и вагончик. Игра продолжается до тех пор, пока не прицепится последний ребенок.
Мышки
Вышли мышки как-то раз (шагают) Посмотреть, который час (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны) Раз, два, три, четыре (хлопают) Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз) Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут).
Шла коза на каблуках
Шла коза на каблуках В модных красных сапогах (идем на носочках) По дорожке: цок-цок-цок! Поломала каблучок (идем прихрамывая) Вот коза на одной ножке поскакала по дорожке Прыг-скок, прыг-скок! (скачем на одной ножке) Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол) Вот коза сняла сапожки, зашагала по дорожке: Топ-топ! Топ-топ!
Как легко без каблуков! (весело шагаем).
другую сторону, будто ищешь сапожок).
Мой веселый, звонкий мяч.
Дети стоят по кругу или полукругом. Взрослый берет большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, «как мяч».
Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так, как будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню». Дети убегают.
В процессе этих игр дети учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе; у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу