Профессия (от лат. «professio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
Профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая обоснованный выбор профессии.
Цель профориентационной работы в школе:
активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, побуждение потребности в самосовершенствовании.
Задачи профориентационной работы:
обеспечение профориентационной направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
организация системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;
привлечение обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества, повышают его роль в выборе профессии;
организация профессионального просвещения и консультирования обучающихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
организация дифференцированного обучения обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
обеспечение органического единства психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
использование возможности психологической службы образовательного учреждения для организации и проведения профориентационной работы.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
психологическое и медицинское консультирование;
психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
различные педагогические методы.