Направление
обучения
"Программирование роботов"
Сегодня потребность в программировании роботов стала такой же повседневной задачей для продвинутого учащегося, как решение задач по математике или выполнение упражнений по русскому языку. Существующие среды программирования, как локальные, так и виртуальные, служат хорошим инструментарием для того, чтобы научиться программировать роботов. Хотя правильнее сказать не роботов, а контроллеры, которые управляют роботами. Но «робот» — понятие более широкое, чем мы привыкли считать. Робот — это любое электронное устройство, управляемое контроллером, который нужно соответствующим образом запрограммировать.
Для того чтобы запрограммировать робота, сначала необходимо сформировать у учащегося основы алгоритмического мышления. Для решения этой задачи лучше всего подходит популярная среда Scratch с графическим интерфейсом (http://scratch.mit.edu), которая наглядна и проста и, что немаловажно, бесплатна. В этой среде можно работать как в режиме онлайн (прямо на сайте), так и локально, установив редактор Scratch на свой ПК. Это позволит научить обучающихся программировать (создавать) игровые программы и тем самым получить ключевые навыки программирования на этом языке, которые в дальнейшем понадобятся для программирования роботов.
На следующем этапе, в зависимости от учебных планов и оборудования, можно начинать программировать уже конкретные устройства, как виртуальные, так и реальные, в частности роботов или электронные устройства (например, «умный дом»).
Самый простой способ запрограммировать робота в Scratch описан на сайте https:// vr.vex.com («Виртуальные роботы VEX»), который также бесплатен. Здесь пользователь познакомится с датчиками и расширенными опциями движения. Представленный на этом интернет-ресурсе набор заданий (игровых полей или карт) для робота уже достаточно широк и может активно использоваться в учебном процессе.
Программная среда Scratch является универсальной для программирования многих образовательных робототехнических систем (конструкторов), и поэтому выбор бесплатной платформы VEXcode VR обусловлен именно этими факторами.
Подчеркнём, что многие производители робототехнических систем (VEX, «Роботрек» и пр.) так или иначе используют в своих редакторах кода программирование контроллеров с помощью графических блоков по аналогии со Scratch. Это упрощает переход уже на «взрослое» программирование на других языках, чаще всего на языке Си. Во многих системах переход Scratch → Си происходит автоматически, т. е. программа, написанная в Scratch, автоматически переводится в Си, и наоборот. После того как обучающиеся освоят программирование на Scratch, можно переходить к программированию на других языках, как было уже сказано выше, прежде всего, на язык Си, так как он является основным для программирования контроллеров, в первую очередь Arduino. В этом случае может помочь бесплатная среда онлайн-моделирования Tinkercad (http://tinkercad.com)
Цель программы «Программирование роботов»: развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих способностей, аналитических и логических компетенций, а также пропедевтика будущего изучения программирования роботов на одном из современных языков.
Для формирования поставленной цели планируется достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
-
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, наблюдательности, креативности;
-
развитие мелкой моторики рук;
-
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
-
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.
Метапредметные результаты:
-
формирование алгоритмического мышления через составление алгоритмов в компьютерной среде VEXcode VR;
-
овладение способами планирования и организации творческой деятельности.
Предметные результаты:
-
ознакомление с основами робототехники с помощью универсальной робототехнической платформы VEXcode VR или аналогичной ей (виртуальной или реальной);
-
систематизация знаний по теме «Алгоритмы» на примере работы программной среды Scratch с использованием блок-схем программных блоков;
-
овладение умениями и навыками при работе с платформой (конструктором), приобретение опыта практической деятельности по созданию автоматизированных систем управления, полезных для человека и общества;
-
знакомство с законами реального мира; • овладение умением применять теоретические знания на практике;
-
усвоение знаний о роли автоматизированных систем управления в преобразовании окружающего мира.
При работе с платформой VEXcode VR решаются следующие основные
задачи.
Познавательные задачи:
-
начальное освоение компьютерной среды Scratch в качестве инструмента для программирования роботов;
-
систематизация и обобщение знаний по теме «Алгоритмы» в ходе создания управляющих программ в среде Scratch;
-
создание завершённых проектов с использованием освоенных навыков структурного программирования.
Регулятивные задачи:
-
формирование навыков планирования — определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
-
освоение способов контроля в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отличий от эталона.
Коммуникативные задачи:
-
формирование умения работать над проектом в команде;
-
овладением умением эффективно распределять обязанности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 7—14 лет.
Уровень освоения: программа является общеразвивающей (базовый уровень), не требует предварительных знаний и входного тестирования.
Режим занятий: занятия проводятся в группах до 12 человек, продолжительность одного занятия — 45 минут.
Сроки реализации: общая продолжительность программы — 36 часов.
Ознакомиться с программой обучения по направлению "Программирование роботов" можно здесь:
Программирование роботов.pdf
Компьютерная графика.pdf
3D моделирование.pdf
3D печать и 3D технологии.pdf