Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

ОРКСЭ.jpg.png

Основы религиозных культур и светской этики

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

Этапы реализации курса

С 2009 года были реализованы мероприятия по тематике ОРКСЭ (С 2009 года реализация курса ОРКСЭ осуществлялась в три этапа):

1 этап – 2009-2011 гг. Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 21 субъекте Российской Федерации.

2 этап – 2011-2014 гг. Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий посредством федерального Internet-портала http://orkce.org, осуществляющего организационно-методическое и информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ. Внедрение комплексного учебного курса ОРКСЭ сопровождалось также его нормативно-правовым обеспечением и поддержкой.

3 этап – 2014-2015 гг. Сопровождение реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации с учетом разработанной ранее системы поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно коммуникационных технологий. 
 

Третий этап реализации курса ОРКСЭ предполагает осуществление координационной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и иными субъектами системы образования в части:

  • осуществления осознанного выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей курса ОРКСЭ;
  • осуществления эффективного обеспечения изучения курса ОРКСЭ (организационного, материально-технического и кадрового);
  • проведения мероприятий по изучению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации. 

Проведение координационных работ на третьем этапе сопровождения комплексного учебного курса ОРКСЭ должно способствовать его преподаванию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального основного общего образования (далее – ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
 

ФГОС

Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ. 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р устанавливается норма об обязательном изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю в течение всего учебного года) во всех общеобразовательных организациях всех субъектов РФ., что было закреплено инструктивно-нормативным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». 

Согласно приказу Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменено на «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная область и преподаваемый в этой области предмет в 4 классе теперь называются одинаково.

Образовательные организации самостоятельно формируют собственные основные образовательные программы школ (составной частью которых является учебный план) на основании ФГОС НОО, руководствуясь нормами Федерального закона, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России, с учетом примерной основной образовательной программы (в том числе и в части предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»). 

Мониторинг

Для обеспечения преподавания и освоения комплексного учебного курса ОРКСЭ в соответствии с нормами федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями ФГОС НОО ежегодно на федеральном и региональном уровнях проводится мониторинг эффективности реализуемого во всех субъектах РФ курса ОРКСЭ.

Мониторинг позволяет: 

  • обобщать и сопоставлять накопленный педагогический опыт преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ;
  • выявлять качественные эффекты реализуемого  курса;
  • определять потребности субъектов РФ в сопровождении курса.

В рамках проведения федерального мониторинга курса ОРКСЭ проводится автоматизированная в информационно-аналитической системе (ИАС) федерального Internet-портала http://orkce.org обработка результатов мониторинга. В итоге в системе ИАС формируется база данных по оценке реализации комплексного курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации.

Выбор модуля 

С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе  «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)

Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями  (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в каждом субъекте РФ проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля. 

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» реализация предметной области (комплексного курса) ОРКСЭ должна осуществляется также с привлечением религиозных организаций, участвующих в реализации ОРКСЭ, к учебно-методическому обеспечению соответствующих модулей ОРКСЭ.

Положительные эффекты

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам. 

Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.

Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.

Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ 

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. 
  • Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312» (утратил силу в связи с переходом на ФГОС 2009 года).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». 
  • Приказ Министерства образования и науки от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253, Москва. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (2014/2015 учебный год).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 21 апреля 2014 года №08-516  «О реализации курса ОРКСЭ» 


Модули ОРКСЭ.jpg Уважаемые родители! Познакомиться с модулями курса ОРКСЭ Вы сможете здесь

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

​О повышении качества

духовно-нравственного образования

 

Уважаемые коллеги!

В целях повышения качества духовно - нравственного и культурологического образования учащихся в учреждениях образования региона департамент образования и науки Костромской области рекомендует активизировать работу по использованию на уроках и во внеурочной деятельности (классных часах, библиотечных занятиях и т.д.) материалы региональных изданий, посвященных истории и культуре Костромского края.

Особое внимание рекомендуем уделить   следующим изданиям: литературно – художественный журнал «Кострома литературная»; историко – краеведческий журнал «Страницы времен».

            Подписка на данные журналы была организована с января 2010 года.

Материалы данных изданий войдут в тематику рефератов и содержание билетов для итоговой аттестации учащихся 9-х классов за 2010-2011 учебный год по предметам «Истоки» и история, а также в материалы олимпиад и региональных конкурсов по истории, краеведению и православной культуре.

Издания рассчитаны на широкий круг читателей, ориентированы на воспитание любви к родному краю,  поэтому возможно их использование при подготовке внеклассных мероприятий для всех возрастных групп. Активное участие в этой деятельности должны принять школьные библиотекари, которым рекомендуется через различные формы повышать уровень востребованности  региональных изданий, направленных на формирование духовно – нравственной культуры детей и молодежи.

В апреле 2011 года департамент образования и науки Костромской области совместно с Костромским областным институтом развития образования планирует провести мониторинг эффективности использования региональных изданий при реализации образовательных программ учреждений. При проведении мониторинга будет организовано анкетирование учащихся и родителей.

По всем вопросам, связанным с использованием региональных материалов и изданий просим обращаться в лабораторию проблем духовно – нравственного воспитания и кафедру теории и методики воспитания института развития образования.

Логинова Наталья Владимировна, Бартенева Инна Юрьевна 8(4942)31 77 91

  

                                                                                                                Директор департамента:Т.Е. Быстрякова

 

П Анонс журналов. По материалам Областной телерадиокомпании "РУСЬ" http://www.kostroma.org/kl

 

 

 

Кострома литературная

Выходит 1 раз в квартал

"Кострома Литературная" - единственное в своем роде региональное издание. Во-первых, это – по своей сути сборник произведений костромских литераторов, поэтов, писателей. Для некоторых из них – шанс получить аудиторию для своего произведения и обсудить вместе с коллегами удачные или требующие доработки литературные ходы, использованные в произведении. Вторая причина, по которой журнал можно назвать уникальным в своем роде – приложение к нему. В каждом номере – аудиокнига не только с теми произведениями, которые печатаются в выпуске. На диске – более широко представлено творчество авторов. Их произведения читают ведущие актеры костромских театров. Так что в "Костроме литературной" есть не только что почитать, но и послушать!

"КОСТРОМА ЛИТЕРАТУРНАЯ" № 1, 2009 г.

"КОСТРОМА ЛИТЕРАТУРНАЯ" № 2, 2009 г.

"КОСТРОМА ЛИТЕРАТУРНАЯ" № 3, 2009 г.

"КОСТРОМА ЛИТЕРАТУРНАЯ" № 1(4), 2010 г.

"Кострома литературная" № 2(5), 2010 г.

"Кострома литературная" № 3(6), 2010 г.

"Кострома литературная" №4(7), 2010 г.

 

 

 

​Страницы времен

Выходит 1 раз в квартал

Журнал "Страницы времен" - историко-краеведческий печатный проект телерадиокомпании "Русь". Ведущие специалисты в отрасли краеведения и истории, культуры и искусства трудятся над его созданием. Читателями журнала становятся посетители всех без исключения общественных библиотек Костромской области. Издание востребовано школьниками, студентами, преподавателями и просто костромичами, которые считают, что без своего прошлого невозможно жить в настоящем и трудно представить наше будущее. В каждом журнале – не только собранные и богато иллюстрированные материалы, но и видеоприложение к журналу. На DVD-диске -  наиболее заметные статьи номера, которые журналисты ОТРК "Русь" сделали полноценными телевизионными программами, с компьютерной графикой и интервью редких очевидцев. Премьерный показ видеоприложения проходит в эфире телеканала "Русь" сразу после выхода из печати журнала "Страницы времен". Так что данное издание – полноценный и единственный в своем роде альманах, издаваемый в Костромской области.

"Страницы времён" №1, 2009 г.

"Страницы времён" №2, 2009 г.

"Страницы времён" №3, 2009 г.

"Страницы времён" №1(4), 2010 г.

"Страницы времён" №2(5), 2010 г.

"Страницы времён" № 3 (6), 2010 г.