Создание
условий к обучению детей с ОВЗ и инвалидов
в условиях детского сада №7
«Образование – право каждого
человека, имеющее огромное значение и
потенциал. На образовании строятся
принципы свободы, демократии и устойчивого
развития… нет ничего более важного,
никакой другой миссии, кроме образования
для всех…» Кофи Аннан (1998)
Инклюзивное
образование-
обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей.
Проблемы
специального образования сегодня
являются одними из самых актуальных в
работе всех подразделений Министерства
образования и науки РФ, а также системы
специальных коррекционных учреждений.
Это связано, в первую очередь с тем, что
число детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, неуклонно
растет. В настоящее время в России
насчитывается более 2 млн. детей с
ограниченными возможностями (8% всех
детей), из них около 700 тыс. составляют
дети-инвалиды. Кроме роста числа почти
всех категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, отмечается и
тенденция качественного изменения
структуры дефекта, комплексного характера
нарушений у каждого отдельного ребенка
Получение
детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами образования
является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации
в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
В
связи с этим обеспечение реализации
права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается
как одна из важнейших задач государственной
политики не только в области образования,
но и в области демографического и
социально- экономического развития
Российской Федерации.
В
Конституции РФ и Законе «Об образовании»
сказано, что дети с проблемами в развитии
имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является
обеспечение доступности качественного
образования, его индивидуализация и
дифференциация, систематическое
повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов
коррекционно-развивающего обучения, а
также создание условий для достижения
нового современного качества общего
образования.
Отмечено, что отечественная
концепция интегрированного обучения
строится на трех принципах: интеграция
через раннюю диагностику, через
обязательную коррекционную помощь
каждому ребенку и через разноуровневые
модели интеграции. В том числе она
указывает на то, что «…медицинские,
социальные и образовательные учреждения
должны обеспечивать родителей всей
полнотой информации о различных путях
медицинской и психолого-педагогической
реабилитации».
Эффективная интеграция возможна
лишь в условиях постоянного совершенствования
системы образования. Возможности
преобразований определяются новыми
связями моделей дошкольного образования
и внедрением актуальных структур. Говоря
словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны
дать возможность каждому ребенку,
независимо от его потребностей и других
обстоятельств, полностью реализовать
свой потенциал, приносить пользу обществу
и стать полноценным его членом».
Обучение детей с ОВЗ и инвалидов
проходит по адаптированным образовательным
программам ДОУ.
Адаптированная образовательная
программа- образовательная
программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных
лиц.
При создании условий для работы
с детьми –инвалидами, осваивающих
Программу, учитываться индивидуальная
программа реабилитации ребёнка
–инвалида.
В своей работе
мы руководствуемся общими принципами
и правилами коррекционной работы:
1.
Индивидуальный подход к каждому
ребенку
2.
Предотвращение наступления утомления,
используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и
практической деятельности, преподнесение
материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического
материала и средств наглядности).
3.
Использование методов, активизирующих
познавательную деятельность детей
развивающих ..
4.
Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь
каждому ребёнку, развитие в нём веры в
собственные силы и возможности.
Эффективными
приемами коррекционного воздействия
на эмоциональную и познавательную сферу
детей с отклонениями в развитии
являются:
-
игровые ситуации;
-
дидактические игры, которые связаны с
поиском видовых и родовых признаков
предметов;
-
игровые тренинги, способствующие
развитию умения общаться с другими;
-
психогимнастика и релаксация, позволяющие
снять мышечные спазмы и зажимы, особенно
в области лица и кистей рук.
При
организации инклюзивного образования
в нашем дошкольном учреждении созданы
особые условия и обеспечено грамотное
с точки зрения коррекционной педагогики
сопровождение. Узкие специалисты
проводят как групповые, так и индивидуальные
занятия. При этом основополагающим
принципом является соблюдение интересов
детей. Педагог, отвечающий за сопровождение
ребенка-инвалида, решает каждую проблемную
ситуацию с максимальной пользой для
воспитанника. Так каждому малышу
предоставлено право развиваться в своем
персональном темпе, дети с ограниченными
возможностями здоровья получают
дополнительную помощь на индивидуальных
занятиях со специалистами в соответствии
с их проблемами. Например, в логопедической
работе любая программа адаптирована к
реальному темпу и особенностям восприятия
каждого из детей с ОВЗ. Для этого она
быть разбита на отдельные блоки,
выстроенные по нарастанию уровня
сложности, таким образом, чтобы материал
следующего блока опирался на знания и
навыки, полученные при прохождении
предыдущего блока. Время прохождения
каждого блока отдельным учеником не
ограничено. Переход к следующему блоку
происходит после реального усвоения
ребенком материала предыдущего.
Организация совместной
жизнедеятельности детей в группе
инклюзивного образования прослеживается
во всех режимных моментах. Дошкольники
не являются пассивными наблюдателями,
а активно учувствуют в дежурстве по
группе, подготовке к занятиям и т.д. На
улице дети гуляют вместе со всеми.
Поэтому участки для прогулок на территории
нашего учреждения не изолированы один
от другого. К сожалению, на сегодняшний
день в штате не предусмотрены лица,
закреплённые за индивидуально каждым
ребёнком – инвалидом. Поэтому во время
прогулок сопровождают узкие специалисты,
закреплённые за группой.
Таким образом, накопленный опыт
позволяет сделать вывод о том, что
комплексный подход к обучению детей с
ОВЗ с участием специалистов, родителей,
и с использованием интегративной среды
позволяет им более полно раскрыть свой
потенциал, приобрести необходимые
знания и социальные навыки, успешно
включиться в среду обычных сверстников,
получить равные стартовые возможности
и подготовится к самостоятельной жизни
в будущем.
Каткова М.И-заведующая д.с,Жеребцова Т.М.-ст.воспитатель
«Работаем с
использованием педтехнологий».
В целях
реализации мероприятий по внедрению
ФГОС ДО наш детский сад находится в
статусе пилотной (стажировочной) площадки
и проводит большую образовательную
деятельность психолого – медико –
педагогического направления с детьми
ОВЗ.
Получение
образования детьми с ОВЗ является одним
из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной
деятельности.
Задача
педагогов нашего ДОУ - организовать
коррекционно - образовательную работу
с дошкольниками в этих направлениях,
чтобы каждому ребенку с ОВЗ предлагалось
осваивать знания, умения и навыки,
адекватные его возрасту, состоянию
здоровья, психофизическому и речевому
развитию.
Одним
из условий коррекционно - образовательного
и воспитательного процесса является,
знание сложной структуры отклонения
от нормы (дефекта) каждого ребёнка и
понимание того, что отклонения в развитии,
названные первичным дефектом, поддаются
исправлению и коррекции. Поэтому, в
коллективе педагогов, возникает
необходимость глубокого изучения
особенностей обучающихся. Только хорошее
представление о каждом малыше, позволяет
выделить общепедагогические и
коррекционные задачи воспитания,
решаемые в органическом единстве всего
коллектива.
В
воспитательном и образовательном
процессе педагоги ДОУ используют
разнообразные формы, методы и приемы
проведения видов непосредственно –
образовательной деятельности (занятий)
с детьми. Чаще всего проводится
деятельность в нетрадиционной форме:
игра-путешествие, тест-викторина,
мини-спектакль, виртуальная экскурсия,
ролевые игры. В основе планирования
любой деятельности с детьми ОВЗ, должны
быть использованы наиболее эффективные
средства, основанные на обучающей
игровой деятельности.
Одними из
средств являются традиционные
педагогические технологии,
-
здоровьесберегающие технологии: пальчиковая
гимнастика, методы оздоровления, занятия
в спортивном кружке, гимнастика для
глаз, различные дыхательные упражнения,
элементы самомассажа, прогулки, пешеходные
экскурсии.
-
игровые технологии (коррекционно-развивающие
игры и упражнения);
-
коллективный способ обучения и воспитания
(КСО);
-
лексико - тематическое обучение;
-
поэтапное формирование умственных
действий;
-
технология индивидуально- дифференцированного
обучения.
С
2014 – 2015 учебного года педагоги ДОУ в
дополнительное обучение детей с ОВЗ
апробировано, систематизировано ввели
нетрадиционные педагогические
технологии, которые включаются в
образовательный процесс с детьми ОВЗ
(пластилинография, нетрадиционное
рисование, работа с бумагой - бумаготерапия,
музыкотерапия, сказкотерапия и др.)
Одной из таких технологий является:
«мнемотехнология» - техника развития
речи и памяти.
Цель
«мнемотехнологии»-
знакомство детей с
основными приёмами мнемотехники и
умение ими оперировать. Оказать помощь
детям с ОВЗ овладеть приёмами и способами
запоминания текстов, стихотворений,
активно пользоваться речью, развить
логическое мышление.
Данная
педтехнология направлена на
«интеллектуальное развитие детей
дошкольного возраста». Занятия по
мнемотехнике представляют систему
целенаправленных приёмов и способов,
которые обеспечивают эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение
информации: рассказывать стихотворение
сначала с опорой на карту –схему, а
затем воспроизводить наизусть, составлять
связный рассказ на любую тему, пользуясь
специальными картами, осмысливать его,
затем самостоятельно пересказывать
друзьям, родителям или в любой другой
деятельности. Достаточно хорошо дети
владеют навыками «кодирования» -
зарисовки текста. Уверенно пользуются
картами – схемами в свободной игровой
деятельности, что помогает воспроизводить
пройденный материал даже через промежуток
времени. «Мнемотехнология» позволяет
педагогу проводить индивидуальную
работу с каждым ребёнком, что является
одним из основных методов коррекционной
деятельности с детьми ОВЗ.
Уже сейчас
видны результаты «Мнемотехнологии».
Регулярная деятельность помогает
детям с ОВЗ развить и использовать все
виды памяти (слуховую, зрительную,
тактильную, двигательную, долговременную),
логическое мышление, воображение,
ориентировку в пространстве и на
плоскости, моторику рук. Дети активнее,
с огромным интересом учат и рассказывают
стихотворения, пересказывают небольшие
по содержанию сказки, составляют
описательные рассказы, стараются
объяснить значение каждого слова,
поясняют, сроят правильно предложения,
исправляют и дополняют друг друга,
рассказывают «в парах», «в команде» и
т. п. Вместе с этим, формируются учебные
навыки: терпение, усидчивость, выполнение
заданий, внимание, сосредоточенность,
умение концентрироваться, понимать
учебную задачу.
Таким образом,
в детском саду создаётся образовательная,
здоровая, психологическая, нравственная
атмосфера, в которой «особый ребенок»
перестанет ощущать себя не таким как
все. Наш детский сад - это место, где
дети могут реализовать не только свое
право на образование, но и, будучи быть
включенными в полноценную социальную
жизнь ровесников, обрести право на
обычное детство.
воспитатель :Дружинина И.Н
Интеграция
в помощь.
Деятельность
нашего коллектива ДОУ в рамках внедрения
ФГОС ДО по вопросам развития системы
интеграции детей с ОВЗ в социальную
среду образовательного учреждения с
нормально развивающимися сверстниками
продолжается в течение нескольких лет.
С
этой целью основной вектор поддержки
личности детей с ОВЗ идет через комплексную
систему всех педагогов и специалистов
учреждения, что увеличивает степень
эффективности коррекционно - воспитательной
и образовательной работы.
Одной
из эффективных, на наш взгляд, форм
социальной интеграции является
непосредственно – образовательная
деятельность с детьми. Именно в этой
деятельности создается аура
психолого-педагогической поддержки,
логопедической помощи через правильно
построенную систему образовательного
и воспитательного материала всех видов
деятельности, а также педтехнологий,
которыми владеют педагоги ДОУ. Приоритетной
деятельностью на всех занятиях с детьми
является – игровой метод.
Алгоритм
построения интеграции строится таким
образом, чтобы дети активно общались с
педагогом, специалистом, друг с другом.
Это ведет к преодолению коммуникативных
расстройств и является настройкой на
развитие коммуникативно-эмоциональных
отношений.
Процесс
обучения и воспитания каждым ребёнком
будет с увлечением и охотой принят
только тогда, когда педагог вовлекает
его в интересную и разнообразную
деятельность, где дети наблюдают,
рассматривают, обсуждают, исследуют,
трудятся, рисуют или лепят, споют
знакомую песню, поиграют в подвижную
игру или вспомнят спортивное движение.
И всё это выполняют сами, под умелым
контролем педагога, который участвует
в этом же процессе, как старший товарищ,
способный помочь, поддержать, направить,
дополнить или рассказать, познакомить
с новым, ещё совсем незнакомым материалом.
В
ходе НОД с детьми используется единая
лексико – грамматическая тема недели.
Поэтому вся деятельность детей направлена
на изучение и ознакомление со свойствами,
назначением, использованием предмета,
объекта и т.п. Двигательно-речевые,
логоритмические упражнения, коррекционные
гимнастики в канве сюжета занятия,
помогают легко и непринужденно
компенсировать не только недостатки
речи, но и психические функции детей.
Важным
в воспитании детей с ОВЗ является принцип
толерантности. Он ставит нас перед
необходимостью проявлять к детям
исключительную чуткость, постоянную
заботу и каждодневно вселять уверенность
в успехе. Это очень важно, ведь процесс
коррекционной работы очень длительный,
трудоёмкий.
Используя
эту форму интеграции наших обучающихся,
мы убеждаемся, что процесс воспитания,
развития и коррекции стал более
продуктивным. Нам удаётся использовать
девиз ДОУ: «Обучаем и воспитываем»
Воспитатель
Дружинина
Ирина Николаевна
МОДУ
№7 компенсирующего вида
«Мы
такие разные, но мы все вместе»
Одна
из главных целей социальной политики
Российской Федерации – модернизация
образования и его доступность для всех
граждан России. В связи с этим значительно
вырос спрос общества на инклюзивное
образование. Внедрение специального
образования в систему общего образования
в нашем детском саду №7 достигается
путем интеграционного подхода.
Дети
с особыми образовательными потребностями
нашего детского сада, могут общаться и
обучаться с ровесниками, находить себе
друзей, знакомится с социумом. Мы,
педагоги детского сада заинтересованы
в вопросе социального развития детей
с особенностями в развитии и их
социализации в целом. Педагогическая
работа всего коллектива нашего детского
сада направлена на успешную социальную
адаптацию и взаимодействие детей
инклюзивной группы.
Для
детей создаются все необходимые условия
для творческого развития и удовлетворения
их потребностей и интересов. Работа
всех специалистов ДОУ придерживается
четкого режима дня и распределением
обязанностей между ними.
В
системе работы нашего дошкольного
учреждения рассматриваются проблемы
реабилитации и коррекции недостатков
развития, все это решаются через
привлечение ребёнка к творческой
деятельности, сотрудничество педагога
с ребёнком, родителем.
Особенностями
образовательно-воспитательного процесса
являются те самые педагогические идеи
и педагогические находки педагогов в
работе с детьми с ОВЗ, которые дали
отличные результаты, результативно
апробированы на практике - это проведение
интегрированных занятий, социализация
детей, родителей и педагогов в совместных
мероприятиях: проведение праздников,
круглых столов, клубов Здоровья,
совместных досугов и это лишь некоторые
формы работы педагогов нашего детского
сада.
В
преддверии Международного дня людей с
ограниченными возможностями (День
паралимпийских видов спорта празднуется
3 декабря) в МОДУ детский сад № 7 прошёл
спортивный досуг «Весёлый Карлсон».
Проводя такие мероприятия, детский сад
создаёт условия для повышения
компетентности родителей; способствует
гармонизации детско- родительских
отношений в процессе совместных занятий
физкультурой.
Хочется
заинтересовать детей и родителей
заниматься спортом ,подчеркнуть
значимость укрепления своего здоровья.
Развивать чувство коллективизма,
взаимопомощи. Вызвать радость от
совместных игр, создать положительно
эмоциональное настроение.
Дети
и родители в начале праздника отправились
в гости по «дорожкам здоровья» (массажные
коврики) к Карлсону, которого великолепно
сыграла психолог Костромова Ольга
Николаевна,с удовольствием делали
гимнастику для глаз - «Мы зажмурим
глазки дружно. Вместе с Карлсоном играли
в волшебные мячи (Су- джок), выполняли
массаж спины «Дождь» и «Свинки».
В
конце досуга все ребята от Карлсона
получили спелые и сладкие фрукты.
Взрослые и дети получили заряд бодрости
на весь вечер.
От
имени всего коллектива детского сада
,родителей и детей ,присутствующих на
празднике, хотели бы поблагодарить
Мусульманское религиозное общество
г.Галича в лице председателя Гаджимуратова
Али Асабалиевича за предоставленные
сладкие и полезные угощения для детей.
Спасибо
большое за доброе, чуткое и такое важное
дело.
Жеребцова
Т.М., Козлова Л.В.