Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation LinksПилотная площадка

   Результаты введения и перспективы реализации ФГОС дошкольного образования В Костромской области ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИКсборник.jpgоткрытый образовательный форум.jpg


​​​​​​Тема: "Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей
с ограниченными возможностямиздоровья
в условиях внедрения ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации"



                                                 Создание условий к обучению детей с ОВЗ и инвалидов в условиях детского сада №7

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

Инклюзивное образование- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. 
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции. В том числе она указывает на то, что «…медицинские, социальные и образовательные учреждения должны обеспечивать родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической реабилитации».

Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования системы образования. Возможности преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур. Говоря словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Обучение детей с ОВЗ и инвалидов проходит по адаптированным образовательным программам ДОУ.

Адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

При создании условий для работы с детьми –инвалидами, осваивающих Программу, учитываться индивидуальная программа реабилитации ребёнка –инвалида.

В своей работе мы руководствуемся общими принципами и правилами коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей развивающих .. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 
- игровые ситуации; 
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; 
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; 
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
При организации инклюзивного образования в нашем дошкольном учреждении созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. Узкие специалисты проводят как групповые, так и индивидуальные занятия. При этом основополагающим принципом является соблюдение интересов детей. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка-инвалида, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для воспитанника. Так каждому малышу предоставлено право развиваться в своем персональном темпе, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Например, в логопедической работе любая программа адаптирована к реальному темпу и особенностям восприятия каждого из детей с ОВЗ. Для этого она быть разбита на отдельные блоки, выстроенные по нарастанию уровня сложности, таким образом, чтобы материал следующего блока опирался на знания и навыки, полученные при прохождении предыдущего блока. Время прохождения каждого блока отдельным учеником не ограничено. Переход к следующему блоку происходит после реального усвоения ребенком материала предыдущего.

Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования прослеживается во всех режимных моментах. Дошкольники не являются пассивными наблюдателями, а активно учувствуют в дежурстве по группе, подготовке к занятиям и т.д. На улице дети гуляют вместе со всеми. Поэтому участки для прогулок на территории нашего учреждения не изолированы один от другого. К сожалению, на сегодняшний день в штате не предусмотрены лица, закреплённые за индивидуально каждым ребёнком – инвалидом. Поэтому во время прогулок сопровождают узкие специалисты, закреплённые за группой.

Таким образом, накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовится к самостоятельной жизни в будущем.

                                                                             Каткова М.И-заведующая д.с,Жеребцова Т.М.-ст.воспитатель

«Работаем с использованием педтехнологий».


В целях реализации мероприятий по внедрению ФГОС ДО наш детский сад находится в статусе пилотной (стажировочной) площадки и проводит большую образовательную деятельность психолого – медико – педагогического направления с детьми ОВЗ.

Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задача педагогов нашего ДОУ - организовать коррекционно - образовательную работу с дошкольниками в этих направлениях, чтобы каждому ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, состоянию здоровья, психофизическому и речевому развитию.

Одним из условий коррекционно - образовательного и воспитательного процесса является, знание сложной структуры отклонения от нормы (дефекта) каждого ребёнка и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению и коррекции. Поэтому, в коллективе педагогов, возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Только хорошее представление о каждом малыше, позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве всего коллектива.

В воспитательном и образовательном процессе педагоги ДОУ используют разнообразные формы, методы и приемы проведения видов непосредственно – образовательной деятельности (занятий) с детьми. Чаще всего проводится деятельность в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любой деятельности с детьми ОВЗ, должны быть использованы наиболее эффективные средства, основанные на обучающей игровой деятельности.

Одними из средств являются традиционные педагогические технологии,

- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, методы оздоровления, занятия в спортивном кружке, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- лексико - тематическое обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- технология индивидуально- дифференцированного обучения.
С 2014 – 2015 учебного года педагоги ДОУ в дополнительное обучение детей с ОВЗ апробировано, систематизировано ввели нетрадиционные педагогические технологии, которые включаются в образовательный процесс с детьми ОВЗ (пластилинография, нетрадиционное рисование, работа с бумагой - бумаготерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.) Одной из таких технологий является: «мнемотехнология» - техника развития речи и памяти.
Цель «мнемотехнологии»- знакомство детей с основными приёмами мнемотехники и умение ими оперировать. Оказать помощь детям с ОВЗ овладеть приёмами и способами запоминания текстов, стихотворений, активно пользоваться речью, развить логическое мышление.
Данная педтехнология направлена на «интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Занятия по мнемотехнике представляют систему целенаправленных приёмов и способов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации: рассказывать стихотворение сначала с опорой на карту –схему, а затем воспроизводить наизусть, составлять связный рассказ на любую тему, пользуясь специальными картами, осмысливать его, затем самостоятельно пересказывать друзьям, родителям или в любой другой деятельности. Достаточно хорошо дети владеют навыками «кодирования» - зарисовки текста. Уверенно пользуются картами – схемами в свободной игровой деятельности, что помогает воспроизводить пройденный материал даже через промежуток времени. «Мнемотехнология» позволяет педагогу проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком, что является одним из основных методов коррекционной деятельности с детьми ОВЗ.
Уже сейчас видны результаты «Мнемотехнологии». Регулярная деятельность помогает детям с ОВЗ развить и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную), логическое мышление, воображение, ориентировку в пространстве и на плоскости, моторику рук. Дети активнее, с огромным интересом учат и рассказывают стихотворения, пересказывают небольшие по содержанию сказки, составляют описательные рассказы, стараются объяснить значение каждого слова, поясняют, сроят правильно предложения, исправляют и дополняют друг друга, рассказывают «в парах», «в команде» и т. п. Вместе с этим, формируются учебные навыки: терпение, усидчивость, выполнение заданий, внимание, сосредоточенность, умение концентрироваться, понимать учебную задачу.
Таким образом, в детском саду создаётся образовательная, здоровая, психологическая, нравственная атмосфера, в которой «особый ребенок» перестанет ощущать себя не таким как все. Наш детский сад - это место, где дети могут реализовать не только свое право на образование, но и, будучи быть включенными в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
                                                                                                                                                                                                                                                           воспитатель :Дружинина И.Н

Интеграция в помощь.

Деятельность нашего коллектива ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО по вопросам развития системы интеграции детей с ОВЗ в социальную среду образовательного учреждения с нормально развивающимися сверстниками продолжается в течение нескольких лет.

С этой целью основной вектор поддержки личности детей с ОВЗ идет через комплексную систему всех педагогов и специалистов учреждения, что увеличивает степень эффективности коррекционно - воспитательной и образовательной работы.

Одной из эффективных, на наш взгляд, форм социальной интеграции является непосредственно – образовательная деятельность с детьми. Именно в этой деятельности создается аура психолого-педагогической поддержки, логопедической помощи через правильно построенную систему образовательного и воспитательного материала всех видов деятельности, а также педтехнологий, которыми владеют педагоги ДОУ. Приоритетной деятельностью на всех занятиях с детьми является – игровой метод.

Алгоритм построения интеграции строится таким образом, чтобы дети активно общались с педагогом, специалистом, друг с другом. Это ведет к преодолению коммуникативных расстройств и является настройкой на развитие коммуникативно-эмоциональных отношений.


Процесс обучения и воспитания каждым ребёнком будет с увлечением и охотой принят только тогда, когда педагог вовлекает его в интересную и разнообразную деятельность, где дети наблюдают, рассматривают, обсуждают, исследуют, трудятся, рисуют или лепят, споют знакомую песню, поиграют в подвижную игру или вспомнят спортивное движение. И всё это выполняют сами, под умелым контролем педагога, который участвует в этом же процессе, как старший товарищ, способный помочь, поддержать, направить, дополнить или рассказать, познакомить с новым, ещё совсем незнакомым материалом.


В ходе НОД с детьми используется единая лексико – грамматическая тема недели. Поэтому вся деятельность детей направлена на изучение и ознакомление со свойствами, назначением, использованием предмета, объекта и т.п. Двигательно-речевые, логоритмические упражнения, коррекционные гимнастики в канве сюжета занятия, помогают легко и непринужденно компенсировать не только недостатки речи, но и психические функции детей.

Важным в воспитании детей с ОВЗ является принцип толерантности. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к детям исключительную чуткость, постоянную заботу и каждодневно вселять уверенность в успехе. Это очень важно, ведь процесс коррекционной работы очень длительный, трудоёмкий.


Используя эту форму интеграции наших обучающихся, мы убеждаемся, что процесс воспитания, развития и коррекции стал более продуктивным. Нам удаётся использовать девиз ДОУ: «Обучаем и воспитываем»

Воспитатель

Дружинина Ирина Николаевна

МОДУ №7 компенсирующего вида​


                                                                                  «Мы такие разные, но мы все вместе»

Одна из главных целей социальной политики Российской Федерации – модернизация образования и его доступность для всех граждан России. В связи с этим значительно вырос спрос общества на инклюзивное образование. Внедрение специального образования в систему общего образования в нашем детском саду №7 достигается путем интеграционного подхода.CIMG9145.JPGCIMG9152.JPG

Дети с особыми образовательными потребностями нашего детского сада, могут общаться и обучаться с ровесниками, находить себе друзей, знакомится с социумом. Мы, педагоги детского сада заинтересованы в вопросе социального развития детей с особенностями в развитии и их социализации в целом. Педагогическая работа всего коллектива нашего детского сада направлена на успешную социальную адаптацию и взаимодействие детей инклюзивной группы.

Для детей создаются все необходимые условия для творческого развития и удовлетворения их потребностей и интересов. Работа всех специалистов ДОУ придерживается четкого режима дня и распределением обязанностей между ними.

В системе работы нашего дошкольного учреждения рассматриваются проблемы реабилитации и коррекции недостатков развития, все это решаются через привлечение ребёнка к творческой деятельности, сотрудничество педагога с ребёнком, родителем.

Особенностями образовательно-воспитательного процесса являются те самые педагогические идеи и педагогические находки педагогов в работе с детьми с ОВЗ, которые дали отличные результаты, результативно апробированы на практике - это проведение интегрированных занятий, социализация детей, родителей и педагогов в совместных мероприятиях: проведение праздников, круглых столов, клубов Здоровья, совместных досугов и это лишь некоторые формы работы педагогов нашего детского сада.

В преддверии Международного дня людей с ограниченными возможностями (День паралимпийских видов спорта празднуется 3 декабря) в МОДУ детский сад № 7 прошёл спортивный досуг «Весёлый Карлсон». Проводя такие мероприятия, детский сад создаёт условия для повышения компетентности родителей; способствует гармонизации детско- родительских отношений в процессе совместных занятий физкультурой.

Хочется заинтересовать детей и родителей заниматься спортом ,подчеркнуть значимость укрепления своего здоровья. Развивать чувство коллективизма, взаимопомощи. Вызвать радость от совместных игр, создать положительно эмоциональное настроение.

Дети и родители в начале праздника отправились в гости по «дорожкам здоровья» (массажные коврики) к Карлсону, которого великолепно сыграла психолог Костромова Ольга Николаевна,с удовольствием делали гимнастику для глаз - «Мы зажмурим глазки дружно. Вместе с Карлсоном играли в волшебные мячи (Су- джок), выполняли массаж спины «Дождь» и «Свинки».

В конце досуга все ребята от Карлсона получили спелые и сладкие фрукты. Взрослые и дети получили заряд бодрости на весь вечер.

От имени всего коллектива детского сада ,родителей и детей ,присутствующих на празднике, хотели бы поблагодарить Мусульманское религиозное общество г.Галича в лице председателя Гаджимуратова Али Асабалиевича за предоставленные сладкие и полезные угощения для детей.

Спасибо большое за доброе, чуткое и такое важное дело.

                                                                                                                                                                                                                                                                Жеребцова Т.М., Козлова Л.В.







1. Приказ "Об утверждении региональных пилотных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"​ ​(приказ Департамента образования и науки Костромской области от 02.04. 2014 № 608)

Психолого - медико -педагогический консилиум 
в ДОО

​№ п/п
​1
Письмо Минообразования РФ 
от 27.03.2000 № 27/901-6
 "О психолого - медико - педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения".​
​2
Приказ о создании
 психолого - медико-педагогического консилиума.​
​3
​Положение
 о психолого - медико - педагогическом консилиуме ДОО.
​4
Договор
о взаимодействии
ПМПК г. Галича и ПМПк ДОО.​​
​5
 Договор о взаимодействии
ПМПк ДОО и родителей
(законных представителей).​
​6 Состав членов ПМПк в ДОО.​
​7График работы членов ПМПк ДОО.​​
​8 Модель ПМПк в ДОО.​
9​Журнал записи на ПМПк ДОО.​
10​​Выписка из медицинской карты ребенка.
​11​Медицинское представление на обучающегося в ДОО
​12​Педагогическая характеристика на обучающегося в ДОО
​13​Психологическое представление на обучающегося в ДОО.
​14​Дефектологическое представление на обучающегося в ДОО.
​15​Логопедическое представление на обучающегося в ДОО.
​16​Заключение ПМПк на обучающегося ДОО.
​17​Протокол заседания ПМПк ДОО.
18​​Выписка из протокола заседаний ПМПК
​19​Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк.
20​​Дневник денамического наблюдения
​21​Индивидуальная программа развития обучающего ДОО.












 


Фильм о МОДУ д/с № 7 компенсирующего вида г. Галича